«Я подарю тебе мотив…». Не поверите, но это правда: именно эта песня некогда известной российской группы «Корни» звучала вместо гудков в телефоне, когда я звонила учителю по хореографии, чтобы договориться о встрече. Выбор рингтона в тот день был случаен, а может и нет?..

Галина Александровна начала танцевать с шести лет. В родном Столине она ходила в школу с хореографическим уклоном, а позже, во время учёбы в Пинском училище искусств, начала более профессионально улавливать мотив, выстраивать рисунок танца и просчитывать каждую часть мелодии по восьмеркам. В 2010 году педагог приехала к нам за мужем и начала творческий профессиональный путь в ГУО «Детская школа искусств г. Ивацевичи». Сейчас она ведет занятия в двух классах: младшем (здесь занимаются дети с 6 лет) и старшем – и это в общем 45 детей. Группы занимаются в две смены, у каждой – по три-четыре занятия в день. Ещё 18 выпускников школы приходят на репетиции по вечерам, ведь они вместе со всеми остальными учениками входят в состав танцевального коллектива «Сузорье». Получается, что в коллективе задействованы более 60 детей от 6 до 16 лет. «Сузорье» существует уже около семи лет, и не раз о нём писала районка. За эти годы ребята объездили десятки городов, и не только белорусских, они призёры и лауреаты республиканских и международных фестивалей и конкурсов.

Юные танцоры вот-вот вернулись из Пружан с двумя Дипломами II и одним Дипломом III степени. Жюри X регионального праздника-конкурса хореографического искусства «Магия танца» будто снова сказало этим звёздочкам – «вы в танцах!». И эти дети, безусловно, в танцах и в танце – трудятся, творят, живут.

На занятии по классическому танцу в каб. № 29 старший класс признался: иногда учитель выходит на сцену вместе с ними и участвует в номерах. Тогда детям спокойнее, а хрупкую и тонкую Галину Александровну и не найдешь среди детей. Внешне спокойная, утончённая «дюймовочка», по мнению руководства школы, сильна характером и силой воли. Когда этой весной университетская сессия заведующей отделением совпала с отчётными концертами в конце учебного года в школе искусств, в состоянии стресса были многие. Как все успеть? Галина Александровна все взяла под свой контроль, не пропустила ни одной репетиции. Экзамены были сданы, концерты прошли на ура. Чем вдохновляется человек танца и чему учит подопечных в первую очередь? Об этом и не только поговорили с педагогом.

– Вас можно поздравить с окончанием вуза?

– Да, пять лет учебы позади, я окончила Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина по специальности «Дошкольное образование». Это был сложный период, работа до 8 вечера каждый день, семья, сессии… Но учиться надо всегда, с этого я начинаю занятия с малышами, ведь они тоже порой приходят сюда как на курсы или занятия по интересам. А ведь у нас учреждение образования, мы выдаем аттестат гособразца, это дает привилегии при поступлении в профильные колледжи и ВУЗы, а в каждом выпуске есть те, кто выбрал профессию искусства. Вы (обращается к журналисту) недавно разговаривали с детьми, так вот они обучаются по 10 предметам! Классический, народно-сценический, историко-бытовой, современный танцы, партерная гимнастика, история хореографического искусства, музыкальная грамота… Они должны ориентироваться в искусстве в целом.

– Галина Александровна, говорят, Вы достаточно строги на занятиях…

– Я требовательна. На занятиях должна быть дисциплина, особенно это чувствуется при работе с малышами. Они приходят к нам совсем «сырыми», не слушают и не слышат учителя, да и музыку, путают право и лево. Через несколько месяцев это уже другие дети. Важно понимать, что одно пропущенное занятие или репетиция дадут пробел, который потом нужно навёрстывать на занятии. Разве это честно по отношению к тем, кто не пропускает? Я люблю всех своих учеников, они растут на моих глазах, но все нежности и разговоры по душам – только на перерывах или за кулисами после выступлений.

– По какому принципу проходит расстановка детей на сцене?

– Есть стандартный подход, когда за основу берутся способности танцоров, рост немаловажен. Но иногда я подхожу к ориентированию на сцене от обратного. Более слабым детям это даёт стимул, теперь они не могут подвести, и они заряжены верой педагога в них. Сильные ребята рады иногда спрятаться за спины одноклассников и увидеть сцену и зрителя с другого ракурса, да и родители счастливы увидеть своего Петю, Катю, Иру в первой линии. Кстати, во время танца вы как зритель не выделите более сильных и слабых танцоров. Моя педагогическая позиция – подтянуть всех до одного уровня. Дети справляются, и я счастлива.

– Ваш коллектив «Сузорье» первый из танцевальных ансамблей школы претендует на звание образцового. Когда будет момент истины, я имею в виду просмотр?

– Мы ждём комиссию в начале следующего года. Уже был предпросмотр, нам дали добро на подготовку. Конечно, учитываются наши победы на соревнованиях разных уровней, но важно ещё подготовить программу на час, а это примерно 16 номеров в разных направлениях и составах. Это очень сложно, но мы работаем. Звание образцового не самоцель, мы создаем танцевальные коллективы для того, чтобы детям был дан выход на сцену, чтобы формировался дух единства. Название «Сузорье», кстати, мы выбирали вместе, голосовали. И песни для будущего танца я всегда обсуждаю с детьми. Даю им право выбора. Музыка должна нравиться.

– А какое направление сейчас в топе у детворы?

– Не поверите – народно-сценическое. Думаю, это из-за особой энергетики в этом направлении, а ещё из-за ярких костюмов. А я как народник по образованию рада такому выбору своих детей. Хотя ничто современное им не чуждо, иногда они уговаривают меня снять совместное видео в Тик-Ток. Я пока не соглашаюсь.

– А вы смотрели шоу «Танцы»? Вообще, чем вдохновляетесь творчески?

– Смотрела все сезоны, а ещё фильмы «Шаг вперед», «Чикаго», «Бурлеск», «Чёрный лебедь» и другие. Везде можно словить фишку или момент, который зацепит и потом пригодится, движение, с которого потом родится новый танец. Есть два любимых белорусских коллектива, видео их выступлений мониторю всегда: белорусский государственный академический заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки» и заслуженный любительский коллектив «Чабарок». А ещё главные вдохновители и помощники – родители моих воспитанников, они ездят с нами на конкурсы, помогают детям переодеваться, краситься… Я благодарна администрации школы за готовность поддерживать любые идеи и, конечно, коллегам, кроме меня в отделении работают ещё четыре учителя по хореографии.

– В Вашей семье ещё есть люди танца?

– Школу искусств закончила старшая дочь Ксения, ей 15. С будущей профессией она пока не определилась, я не вмешиваюсь. А 10-летний Максим не пошел на занятия, прислушался к папе, который решил, что двух танцоров в семье достаточно (смеётся).

– Благодарю Вас за беседу.

Вернёмся к песне и строке «Я подарю тебе мотив…». Там дальше по тексту: «Мотив из солнца, из огней, мотив прозрачный, как ручей». Как человек, который никогда не занимался танцами, но очень любит двигаться под зажигательную музыку, я уверена, что в музыке и в танце есть солнце, есть огонь, есть чистота того самого ручья и ещё много всего. И так прекрасно, что юные танцоры из «Сузорья» научатся и будут видеть это во многом благодаря «апантанаму» хореографу Галине Александровне Чухрай.

Наталья ГЕРБЕДЬ, фото автора.

Поделиться
webvisor:true });