«Не навреди» – один из главных принципов медицины. Безопасность пациентов – основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Сегодня здравоохранение имеет возможность применять кардинально новые технологий, благодаря чему удается достичь успехов в лечении многих заболеваний. Вместе с тем каждый этап, каждая манипуляция, каждое вмешательство в процессе оказания помощи имеет определенную степень опасности или риска. Причем не все риски и не всегда могут быть сведены к нулевому уровню.
По данным ВОЗ, риск неблагоприятного исхода лечения для пациента в результате предотвратимого несчастного случая в медицинской практике составляет один к 300. Вред причиняется по меньшей 10 % пациентов при оказании стационарной помощи, почти 50 % нежелательных событий можно предотвратить. Вред причиняется четырем из десяти пациентов при оказании амбулаторной помощи, в 80 % случаев нежелательные последствия можно предотвратить. Для сравнения, риск гибели в авиакатастрофе составляет один к 3 000 000 перелетов.
Учитывая большую важность данного вопроса, решением 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2019 г. был учрежден Всемирный день безопасности пациентов, который ежегодно отмечается 17 сентября. Его тема в 2023 году – «Повышение роли пациентов в безопасном оказании медицинской помощи», а лозунг – «Больше внимания мнению пациентов!».
Основной задачей Всемирного дня безопасности пациентов в этом году является расширение возможностей пациентов и членов их семей для активного участия в процессе оказания медицинской помощи и работе по повышению безопасности услуг здравоохранения.
Имеются данные о том, что партнерские отношения с пациентами при оказании помощи позволяют значительно повысить показатели безопасности и удовлетворенности пациентов и существенно улучшить результаты лечебно-диагностического процесса.
Как вы можете повысить безопасность оказания медицинской помощи? Пациенты и члены их семей должны стать частью команды при оказании медпомощи и играть важную роль в принятии решений, связанных с их здоровьем, быть активно вовлеченными в сохранение и поддержание собственного здоровья.
- Если у вас есть любые вопросы о вашем заболевании или состоянии, задавайте их врачу. Безопасная медицинская помощь начинается с правильного, качест-
венного, открытого общения. - Не стесняйтесь искать второе мнение! Большинство врачей поймут, что вам нужно больше информации, прежде чем принимать важные решения о вашем здоровье. Но обсудите это второе мнение со своим лечащим врачом.
- Возможен поиск информации о вариантах лечения из других источников, но опять же необходимо обсуждение со своим лечащим врачом, учитывая ваше состояние. Обсуждение поможет принять осознанное решение, которое подходит именно вам.
- Предоставляйте медицинским работникам полную и точную информацию о вашем здоровье, информируйте о любых изменениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи.
- Своевременно обращайтесь за медицинской помощью. Профилактика заболеваний – основа вашего здоровья и благополучия.
Лучший способ снизить риски при оказании медицинской помощи – быть активными при взаимодействии с медицинским персоналом. Участие и партнерство – залог безопасности медицинской помощи.
А. А. МОШКО, заместитель главного врача по медицинской части УЗ «Ивацевичская ЦРБ».