«Не навреди» – один из главных принципов медицины. Безопасность пациентов – основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Сегодня здравоохранение имеет возможность применять кардинально новые технологий, благодаря чему удается достичь успехов в лечении многих заболеваний. Вместе с тем каждый этап, каждая манипуляция, каждое вмешательство в процессе оказания помощи имеет определенную степень опасности или риска. Причем не все риски и не всегда могут быть сведены к нулевому уровню.

По данным ВОЗ, риск неблагоприятного исхода лечения для пациента в результате предотвратимого несчастного случая в медицинской практике составляет один к 300. Вред причиняется по меньшей 10 % пациентов при оказании стационарной помощи, почти 50 % нежелательных событий можно предотвратить. Вред причиняется четырем из десяти пациентов при оказании амбулаторной помощи, в 80 % случаев нежелательные последствия можно предотвратить. Для сравнения, риск гибели в авиакатастрофе составляет один к 3 000 000 перелетов.

Учитывая большую важность данного вопроса, решением 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2019 г. был учрежден Всемирный день безопасности пациентов, который ежегодно отмечается 17 сентября. Его тема в 2023 году – «Повышение роли пациентов в безопасном оказании медицинской помощи», а лозунг – «Больше внимания мнению пациентов!».

Основной задачей Всемирного дня безопасности пациентов в этом году является расширение возможностей пациентов и членов их семей для активного участия в процессе оказания медицинской помощи и работе по повышению безопасности услуг здравоохранения.

Имеются данные о том, что партнерские отношения с пациентами при оказании помощи позволяют значительно повысить показатели безопасности и удовлетворенности пациентов и существенно улучшить результаты лечебно-диагностического процесса.

Как вы можете повысить безопасность оказания медицинской помощи? Пациенты и члены их семей должны стать частью команды при оказании медпомощи и играть важную роль в принятии решений, связанных с их здоровьем, быть активно вовлеченными в сохранение и поддержание собственного здоровья.

  1. Если у вас есть любые вопросы о вашем заболевании или состоянии, задавайте их врачу. Безопасная медицинская помощь начинается с правильного, качест-
    венного, открытого общения.
  2. Не стесняйтесь искать второе мнение! Большинство врачей поймут, что вам нужно больше информации, прежде чем принимать важные решения о вашем здоровье. Но обсудите это второе мнение со своим лечащим врачом.
  3. Возможен поиск информации о вариантах лечения из других источников, но опять же необходимо обсуждение со своим лечащим врачом, учитывая ваше состояние. Обсуждение поможет принять осознанное решение, которое подходит именно вам.
  4. Предоставляйте медицинским работникам полную и точную информацию о вашем здоровье, информируйте о любых изменениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи.
  5. Своевременно обращайтесь за медицинской помощью. Профилактика заболеваний – основа вашего здоровья и благополучия.
    Лучший способ снизить риски при оказании медицинской помощи – быть активными при взаимодействии с медицинским персоналом. Участие и партнерство – залог безопасности медицинской помощи.
    А. А. МОШКО, заместитель главного врача по медицинской части УЗ «Ивацевичская ЦРБ».
Поделиться