Размещение в социальных сетях постов о ярких моментах своей жизни и путешествиях, антуражных фотографий и занимательных видеороликов можно отождествлять с полноценной работой. Но является ли блогинг профессией? Взымают ли с блогеров налоги, разрешено ли им размещать рекламу у себя на странице?
Как все начиналось
Впервые понятие «блог» упоминается в 1993 году, оно было применено в отношении новостей. Онлайн-блог, похожий на журнал, представлял собой тогда сугубо текст без каких-либо фото или графики. В 1998 году разработчики интернет-платформ позаботились о том, чтобы у всех желающих появился шанс делать собственные блоги и комментировать публикации свои и чужие. Первый видеоролик о путешествии выложил Адам Контрас, случилось это 2 января 2000 года. Последние 15 лет блогерство становится все более популярным занятием.
Виды блогинга
Направлений у блогерства много. Они различаются в зависимости от площадок, где создается контент, и тематики блога. Из этого многообразия можно выделить три ключевые специализации блогинга:
- Инстаграм-блогеры – лидеры мнений, позицию которых принимают на веру тысячи людей. В инстаграме профессиональные страницы ведут, к примеру, эксперты в разных областях: подологи, диетологи, косметологи, стилисты, мастера маникюра, кулинары и в целом медийные личности.
- Тикток-блогеры снимают забавные видеоролики, продолжительность которых не превышает 60 секунд. Контент в таком мини-формате носит развлекательный характер: это пародии, забавные танцы, необычный вокал, приколы с друзьями. Целевой аудиторией такого блогера является молодежь.
- Тревел-блогеры – в последнее время такое направление становится все более популярным, быстро растет число подписчиков подобных проектов. Речь идет о блогерах-путешественниках. Они постоянно перемещаются по миру, изучают страны, города и народы, а потом делятся эмоциями со своими «фоловерами».
И все же профессия или хобби?
Об этом спорят и сами блогеры. С их мнениями ознакомились на форуме «Яндекс Кью».
К примеру, SMMщик Артем Волков считает, что блогинг, хотя и является трудоемким и сложным процессом, но вряд ли может называться профессией в полном смысле этого слова. На этот счет Википедия сообщает: «Профессия (в переводе с латыни «объявляю своим делом») – род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования». При этом подразумевается, чтобы приравнять блогинг к профессии, нужно подтвердить свои знания теории и умения на практике наличием специальной подготовки или образования. Так что полноценной профессией, по мнению Артема, блогерство можно будет считать только тогда, когда в вузах или ссузах начнут обучать по специальности «блогер».
Свою историю рассказала и театральный блогер Нина Бенуа. Она посвящает блогингу несколько часов в день, если не считать самого похода на спектакли. Чтобы полноценно заниматься ведением блога, ей пришлось уйти с официальной работы. Нина не скрывает, что блогинг приносит ей неплохой доход. Однако театральный блогер берется и за удаленные проекты со свободным посещением офиса. Именно последний вид занятости Нина Бенуа все же считает своей работой.
А теперь обратимся к букве закона. Как прокомментировали ситуацию в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, блогеры не значатся в профессиях рабочих и должностях служащих, которые могут быть введены в штатное расписание и по которым заключаются трудовые договоры и контракты. Любая профессия вводится в законодательство по предложениям нанимателей (организаций), осуществляющих прием на работу по соответствующим профессиям и выплачивающих заработную плату. Выходит, что блогерство нельзя считать профессией.
Но налоги-то платить придется?
Блогинг, пускай и всего лишь в виде хобби, может приносить доход. Порой очень неплохие деньги. Нужно ли тем, кто позиционирует себя как блогер, платить налоги в казну государства, ведь, как известно любой вид дохода, который в нашей стране получило физическое лицо, облагается налогом?
Ответ на этот вопрос дали sb.by в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС), отметив, что специального налога на блогинг, как, к примеру, на ремесленничество или занятие агроэкотуризмом, пока не введено. Но каждый блогер, учитывая вид своего дохода, должен определиться с выбором системы налогообложения. Рассмотрим на примерах.
Ситуация 1. Доходы начинающего блогера – это пожертвования, подарки, донаты от других граждан
Новичку в мире блогинга сразу не стоит регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, ведь блогер «зарабатывает» средства на безвозмездной основе, уточняют в МНС и напоминают, что законодательством предусмотрены налоговые льготы по подаркам.
Так, в 2022 году не облагаются подоходным налогом подарки на сумму 8 тыс. 78 рублей за год. Речь идет про лиц, которые не являются блогерам близкими родственниками. Эта норма действует и в отношении презентов, полученных из-за пределов Республики Беларусь.
Допустим, что за 2022 год блогер в виде пожертвований «заработал» 11 тыс. рублей. Следовательно, он обязан заплатить налог только на ту сумму, которая останется после вычета из общего дохода 8 тыс. 78 рублей. Считаем: 10 тыс. минус 8 тыс.78 руб. – в остатке имеем 2 тыс. 922 руб.
При таком раскладе блогеру придется предоставить декларацию о доходах в налоговую инспекцию не позже 31 марта 2023 года и уплатить в бюджет начисленный в определенном размере налог не позже 1 июня.
Ситуация 2. Блогер «наработал» армию подписчиков, начинает заниматься рекламой
В МНС уточняют: когда блогер заключает договор с владельцем электронного сервиса на размещение контекстной рекламы в его роликах, то речь уже идет о доходе от рекламной деятельности. Должна применяться другая система налогообложения.
Правда, если денежные средства от блогинга приходят только из одного источника, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя пока не надо. В такой ситуации будет достаточно подачи декларации о доходах и уплаты фиксированного налога с вознаграждений за рекламу. Сумма его составляет 13%.
Ситуация 3. Раскрученный блог приносит «рекламные» доходы из нескольких источников
Получение доходов от рекламы на регулярной основе из двух-трех и более источников приравнивается к предпринимательской деятельности, подчеркивают в МНС. Специалисты обращают внимание: чтобы избежать проблем с законом, блогеру следует зарегистрировать свое дело. Например, официально оформить ИП либо открыть частное предприятие.
– Если на одной неделе блогер рекламирует модный парфюм, а на другой – компьютерную игру, налоговая ставка вырастет: ему придется отдать в бюджет уже 16% от дохода. Именно в таком размере в Беларуси применяется ставка подоходного налога по доходам от предпринимательской деятельности.
Реклама в блоге
На этот счет в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) поясняют, что запретов на размещение рекламы в личных аккаунтах на странице в соцсетях нет:
– Информация, размещенная в блоге, направленная на лиц, проживающих на территории Беларуси, должна отвечать каждому из требований Закона о рекламе.
Запрещено сравнивать в рекламном ролике или посте товары нескольких продавцов, в котором одного субъекта рынка хвалят, а другого – дискредитируют, указывая на недостатки.
Статья 10 Закона о рекламе предусматривает перечень товаров, реклама которых в Беларуси запрещена. К примеру, к ним относятся табачные и нетабачные никотиносодержащие изделия, жидкости для электронных систем курения, – напоминают в МАРТ.
Если блогер нарушит правила, указанные в Законе о рекламе, ему грозит административная ответственность. Для зарегистрированных в качестве ИП штраф составит от 10 до 25 базовых величин.
Напомним, что с 1 января 2022 года базовая величина в Беларуси выросла до 32 рублей.
Помните: функции контроля за рекламой возложены на МАРТ, эта работа ведется и на интернет-площадках. Так что, при не соблюдении Закона о рекламе уйти от ответственности не удастся.
Ранее портал 1prof.by рассказывал, какие необычные домены используют белорусские блогеры для открытия своего дела.
Истоник: 1Prof.by, автор Анжела ЛЮДЫНО