мироносицы

Автор
Опубликовано: 554 дня назад (17 мая 2016)
Редактировалось: 1 раз — 5 мая 2017
0
Голосов: 0
О православном женском дне
С воскресенья 15 мая – Неделя святых жен-мироносиц. В народе этот день называют «православным женским днем». Об этом празднике, а также о роли женщины в семье, обществе, в Церкви мы беседуем с иереем Игорем Шоломицким, настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» д. Ходаки.
–Здравствуйте, отец Игорь!
– Христос воскресе!
– Воистину воскресе! Почему Церковь выделила отдельную неделю после Пасхи для того, чтобы почтить святых жен-мироносиц?
– День святых жен-мироносиц всегда празднуется Православной Церковью в третье воскресенье после Пасхи. В этот день мы вспоминаем всех тех верующих женщин, которые сопровождали Христа, сопутствовали Ему во время Его земной жизни и проповеди. Их подвиг состоит еще и в том, что, когда практически все ученики Христа бежали, рассеялись, а жены-мироносицы вместе с Божией Матерью стояли на Голгофе во время Его распятия, погребали Его вместе с Иосифом и Никодимом. Не оставили Христа слабые женщины. У них не было права голоса в Синедрионе.

Все, что они могли сделать – это показать Ему, что в час Своих Страстей Он не один, что есть те, кто всеми силами своего сердца поддерживает Его и остается верен Ему, несмотря ни на что. Потом наступила суббота. Не отважившись нарушить заповедь Субботнего покоя, они все-таки решили исполнить свой долг по отношению к Учителю и в первый день недели помазать Его тело по благочестивой традиции благовониями, почему и прозваны были миро-носицами. Гробница была запечатана, у входа стояла стража, но женщины не побоялись того, что их, как последовательниц Христа, могут арестовать или убить. Как бы в награду за этот подвиг они первыми и узнали о Воскресении Христовом. В сущности, мироносицы не сделали ничего из ряда вон выходящего. Они просто выполнили свой долг, потому что так советовало им их сердце. Праздник жен-мироносиц еще нередко называют праздником любящего сердца. А где любовь – там всегда жертвенность. Место жертвенной любви есть везде и всегда, во все времена.
– В связи с этим праздником хотелось бы поговорить о роли женщины в современном мире. Создается ощущение, что традиционные ценности, вечные для всех женщин, в современном мире утрачиваются. Если раньше идеал женщины ― это, безусловно, хранительница очага, то сейчас это успешная бизнес-леди, которая реализуется и в карьере, и в профессии, занимается спортом, следит за собой… Как к этому относится Церковь?
– Мне кажется, если правильно расставить приоритеты, то не будет возникать подобных вопросов. Здесь нет никаких противоречий. В православной традиции забота о семье является главным предназначением женщины. Жены-мироносицы, равноапостольные жены были женами, матерями и несли подвиг проповеди христианства. Благоверные царицы и княгини были помощницами своим мужьям и сами были мудрыми дипломатками и политиками и прославились делами милосердия. Женщины несут на себе огромную часть церковного служения – на клиросе, в воскресных школах, в различных социальных проектах, занимаются наукой. Разве плохо, что женщина может быть любящей женой, заботливой матерью, счастливой дочерью и при этом активным членом общества и Церкви? Для женщины до конца существования человеческого рода всегда будет важным именно то, ради чего создал ее Господь, – семья и дети. Это важно и необходимо. Другое дело, что сегодня далеко не все готовы видеть в воспитании детей, в создании семьи цель своей жизни. Когда это начиналось, это назвалось «равноправием женщины». Сегодня это феминизм, причем агрессивный в самых крайних своих проявлениях. Но здесь трудно говорить о том, что это какая-то альтернатива Богом установленному порядку человеческого существования. Скорее, это просто вырождение, деградация. Все равно семья, дети, я думаю, всегда будут главными в жизни нормальных людей. Бог создал человека – мужчину и женщину – определенным образом и с определенной ответственностью в мире. И у мужчины, и у женщины свое предназначение. Роль жены, матери, хранительницы очага никогда и ни при каких обстоятельствах не должна быть деформирована, потому что это реальный физический и духовный фундамент человеческого общежития.
– Но жены-мроносицы жили две тысячи лет назад. А есть ли возможность современной женщине уподобиться им по делам, по жизни?
– Главное, это подражать внутреннему устроению Святых жен-мироносиц, их пламенной любви к Господу, их бесстрашию, когда они стояли перед распятым Христом и шли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса Христа миром. Надо понимать, что Господь дает каждому свой крест: кому-то стать монахиней, кому-то рожать и воспитывать детей, а третьим терпеть болезни и скорби. Поэтому невозможно дать универсальный совет, как уподобиться женам-мироносицам. Сам Господь силою обстоятельств указывает каждому путь ко спасению, и в выборе правильного пути нам могут помочь пастыри духовные.
– У меня есть знакомая, которой уже за 30. И проблема ее не нова. Она очень хочет создать семью, но встречаются мужчины, к которым ни душа, ни сердце не лежит. Подскажите, как ей вымолить счастье?
– Часто существует несоответствие между тем, о ком мы мечтаем и тем, кем мы являемся сами. Например, если мы мечтаем связать жизнь с человеком чистым, порядочным, верным, а сами такими не являемся, то, во-первых, мы сами не сможем разглядеть и оценить такого человека, когда встретим его, во-вторых, ему будет трудно оценить нас. Поэтому нужно либо становиться скромнее в требованиях, либо становиться достойным того счастья, о котором мечтаем.
– В православном храме женщина должна быть в храме с покрытой головой, она не может входить в алтарь, стать священником. В остальном мире у других конфессий уже нет таких правил. Некоторые женщины считают, что в этом проявляются отсталость и дискриминация. Как их переубедить?
– Никого переубеждать не надо. В Церкви существуют определенные каноны – правила, традиции, которые верующие православные христиане принимают так, как они есть. Священство установлено самим Богом. Был избран на священство род Аарона, и когда была попытка оспаривать это установление, то Бог покарал смертью мятежников. Новозаветное священство тоже установлено Христом, он избрал апостолов. Женское священство стали устанавливать только в последнее время и только в протестанских конфессиях. Само слово протестант означает мятежник. Священником женщина быть не может, таких же взглядов придерживаются и католики – самая большая христианская конфессия на земле, более миллиарда человек, а участвовать в богослужении может, и участвует. Женщины и поют, и читают, помогают на службе. Сколько угодно возможностей: это и волонтерство, и служение милосердия… Ходить в храм женщине с покрытой головой – это тоже древняя традиция, которая существует с апостольских времен. Традиция – это накопленный опыт целесообразности. В них нет чего-то жесткого и обязательного. Но их ни в коем случае не надо рассматривать как какую-то отсталость. Если человек не верующий, редкий захожанин, то ему не понять всего того, что происходит в храме. Мы же с вами не будем указывать нейрохирургу, как именно оперировать головной мозг или пилоту современного реактивного самолета, какие именно кнопки ему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в деле управления церковным кораблем и подвергают сомнению тот путь святости, которым вот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.
– Если женщина начинает ходить в храм, то муж, как правило, не спешит последовать ее примеру, но охотно начинает требовать подчинения себе, мотивируя словами из Писания: «Жена да убоится своего мужа»…
– И эти слова обычно вырываются из контекста. Но если мы внимательно прочитаем то апостольское послание, откуда взяты эти слова, то увидим, что там рисуется удивительный, замечательный образ сбалансированных отношений в семье. Муж есть глава и несёт главную ответственность за благополучие семьи. Если его перестают почитать как главу, он теряет мотивацию ответственности. Непочитание мужа ведет к разрушению семьи, равно как и безответственность мужа. Он должен любить свою жену, как самого себя, заботиться о ней, должен быть по отношению к ней нежен и предупредителен, а она в ответ должна «бояться», – но бояться в том смысле, в котором мы боимся оскорбить, или обидеть, или доставить неприятность любимому человеку. Если кто-то любит кого-то, он боится его обидеть. Это совершенно естественное, правильное чувство.
– Чтобы Вы хотели пожелать нашим женщинам в эту православную неделю?
– Помните о том, что вся земная проповедь Иисуса Христа проходила при очень скромном, незаметном для многих, в том числе и для читателей Священного Писания, служении жен-мироносиц. Те, кто сейчас исполняют свое женское высокое призвание, в том числе и в семейной жизни, тем самым служат Самому Христу. К.Д.Ушинский, великий педагог и практический деятель христианства, считал, что неспроста центром русского семейного воспитания является женщина, ибо она всецело живет сердцем. Присущая женской природе особенная чуткость к истинной красоте заложила в нашем Отечестве традицию домашнего христианского воспитания. Милосердие, жалость ко всему живому, заложенные в детстве, впоследствии смягчают тяготы действительности. В семье маленький человек получает все нравственные представления, научается пользоваться ими в практической жизни, приобретает навыки порядочного и ответственного поведения. Воспитать христианина – это ли не служение Христу? И оно столь высоко, столь радостно, столь благодатно, что по Своем славном Воскресении Господь Иисус Христос явился не ученикам-апостолам, а прежде всего женам-мироносицам. Их верность Христу есть образец того, как современные жены-мироносицы могут послужить Христу своей любовью и доброделанием во всем.
Комментарии (0)
Добавить комментарий