Жительница Телехан Светлана З., заядлая дачница, интересуется вариантами полезного пребывания своего сына рядом с ней в огороде:

– Сыну четыре года, очень активный мальчик. Я много времени сейчас провожу во дворе и на грядках, как организовать для него пространство, свою грядку что ли, чтобы у него было занятие. Пока, к сожалению, он наносит растениям только вред. И моё сердце огородника не может этого пережить…

На вопрос отвечает Ольга Корнейчик, психолог:

– Я могу подсказать, как в огороде можно организовать для детей разного возраста настоящий нейрокомплекс. Если мы окунёмся в детские воспоминания, то поймем, что занимались как раз нейрокоррекцией в огромном развивающем нейрокомплексе в 15 соток. Назывался он – огородом. Приступать к этому процессу можно, как только ребёнок дорос до способности понять, что землю кушать не нужно. Предложу современным родителям несколько упражнений, которые помогут и занять, и дать толчок к развитию ребенку.

Упражнение «Поливка». С леечкой в руке пройти по узкой борозде или перешагивая с доски на доску. Лейку до грядки нужно нести так, чтобы не расплескать всю воду. А потом ещё лить аккуратно, под кустик, не попадая на листочки, ведь так они сгорят на солнце.

Упражнение «Прополка». Уметь отличить лебеду от укропа и выдернуть сорняк, не оставив в земле корень. Опытным путём мы устанавливали, что резко рвать нельзя, надо взять за прикорневую область и медленно тянуть, раскачивая.

Упражнение «Сбор урожая». Развитие координации и глазомера. Вот тянешься за ягодкой против солнца, а она оказывается дальше, чем ты думаешь. Срывать ягодку надо аккуратно, чтоб не раздавить. Моторика тут не просто мелкая, а точечная. Ещё это упражнение учит различать оттенки, ведь ягода бывает недостаточно красная, такая пусть зреет дальше.

В детстве мы все могли быстро двумя руками собирать ягоды. Так эффективно было развито межполушарное взаимодействие. Сейчас попробовала сама – неудобно. Левая рука уже не так развита – выключилась.

Пора детские совок и грабли из песочницы переносить на огород! Даже ребёнок 2-3 лет вполне может помочь на огороде. дайте малышу совок и ведёрко, чтобы он набрал земли для посадки рассады. Предложите поливать из лейки овощи или зелень. Выдергивать сорняки желательно на том месте, где нет посадок с маленькой ботвой, а то их легко перепутать.

Конечно, можно предложить и деятельность ради самой деятельности – переливать водичку из лейки в ведро, просеивать землю через сито, копать ямки… Если у вас есть игрушечные фрукты-овощи, возьмите их с собой в деревню или на дачу, можно сравнивать игрушки с настоящими плодами, пробовать их на вкус.

Личная грядка ребенка должна стоять особняком от взрослых, чтобы он понимал – это только его зона, он может делать всё, что захочет. Никогда нельзя ругать за ошибки или заставлять через силу трудиться на грядке, только подсказывать в мягкой форме. Небольшой размер и доступ со всех сторон – так малыш сможет дотянуться до любой точки на участке, чтобы позаботиться о своих растениях.

Выбирайте место в тени, чтобы юный садовод-огородник не получил солнечный удар. Помогайте ребенку с трудными занятиями. Спросите, как он хочет проложить бороздки, куда какое растение посадить, и подготовьте участок. Сеять и поливать ребенок хочет сам, так что позвольте ему сделать свою часть работы. Не поправляйте при ребенке, а переделайте, когда он не видит.

Купите сельхозорудия специально для ребенка: грабельки, тяпочку, лопатку, лейку. При этом сад и огород для детей должны быть оформлены под игры, чтобы не отпугнуть малыша. Высаживайте растения и овощи, которые не требуют особого ухода и быстро растут: морковь, редиску, репку, салат, горох. А вдоль края грядки можно посадить с детьми яркие цветы. Обратите внимание на декоративные формы садовых растений: крошечная кукуруза, маленькая тыква, невысокий подсолнечник.

Напомним, вопросы, входящие в компетенцию психолога и учителя-дефектолога, мы принимаем на почту: vestnik@brest.by и на Вайбер 8-029-700-33-14.

Подготовила Наталья ГЕРБЕДЬ.

Поделиться