10 мая рабочая группа по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции, созданная при райисполкоме, посетила с проверкой пять магазинов в Ивацевичах и районе. Это четыре торговых объекта райпотребкооперации (магазины в деревнях Бараны, Воля, Ходаки, в райцентре – магазин «Блакіт»), а также ивацевичский магазин «Зернопродукты». Ни один не прошел проверку на твердую пятерку: везде фиксировались нарушения. Рассказываем, какие.

В рейде по магазинам участвовала заместитель начальника отдела экономики райисполкома, уполномоченный по защите прав потребителей Татьяна ЧИЖ и врач-гигиенист ГУ «Ивацевичский районный центр гигиены и эпидемиологии» Анна ЯНУШКЕВИЧ. Особенно тщательно они отнеслись к проверке сроков годности товаров, которые выбирались случайным образом. В сельских магазинах продуктов с истекшим сроком годности не нашли, а в городских прецеденты были. В этом смысле магазин «Зернопродукты» по сравнению с «Блакітам» выглядел хуже. Если во втором нашли просроченные на два дня конфеты, то в первом просроченные полуфабрикаты. Товары сняли с реализации в присутствии специалистов.

Были замечены и другие нарушения санитарного законодательства. Практически в каждом магазине нарушалось товарное соседство: готовая продукция, например, мороженое, хранилась с сырой – пельменями, полуфабрикатами, а это неправильно. В одном из магазинов предстоит решить вопрос с регулировкой температуры в холодильнике с молочной продукцией: термометр показал +9 градусов, в то время как температура не должна быть выше +6. Не везде были психрометры (приборы для оценки влажности и температуры воздуха), а там, где были, их не заправили водой. Значит, работники магазинов не следят за температурно-влажностным режимом в помещении и не могут оценить, насколько оптимальны условия для хранения продуктов.

Врач-гигиенист напоминала продавцам о том, что нужно сохранять ярлыки с упаковок для того, чтобы правильно оценить срок годности тех же колбасных изделий: они могут храниться дольше в упакованном виде, но после вскрытия упаковки их срок годности уменьшается. В одном из магазинов информация на ценнике о сроке годности колбасы не соответствовала действительности из-за того, что он считался не от момента вскрытия упаковки. Недопустимо крепить ценники на мясную продукцию без оболочки или упаковки. На прилавках были найдены овощи и фрукты с признаками порчи. Где-то не были промаркированы доски для продуктов – для мясной продукции должна быть отдельная подписанная доска. Где-то нужны дополнительные весы, потому что весь товар – и готовая, и сырая продукция – взвешивается на одних и тех же.

Татьяна Чиж в каждом магазине записывала цены на социально значимые товары. Затем она сделает официальный запрос на фирму, к которой относится магазин, для предоставления ею в отдел экономики копий накладных и реестра розничных цен. После этого специалист оценит, правильно ли сформирована торговая надбавка. Как правило, в этой части нарушений не бывает, в том числе благодаря повышенному контролю за ростом цен. Также уполномоченный по защите прав потребителей ознакомилась с информацией на стендах. Почти во всех торговых объектах она была частично устаревшей, рекомендовано изменить ее в соответствии с обновленным законодательством. Заметила специалист и некоторую путаницу в ценниках. Все-таки ценник должен соответствовать товару, а у нас этим грешат во многих, особенно крупных магазинах.

Нарушения и наказание
В предыдущий раз рабочая группа выезжала в аналогичный рейд по магазинам в феврале этого года, нарушения также фиксировались. Самым злостным из них считается просрочка, потому что испорченные продукты могут нанести вред здоровью покупателя. Татьяна Чиж проверяет магазины и самостоятельно, обращая внимание на сроки годности товаров. Если во время мониторинга были установлены нарушения правил торговли, магазину выдаются рекомендации и устанавливается срок для их устранения. Уполномоченного по защите прав потребителей должны уведомить, что ситуация исправлена. Через какое-то время он без предупреждения приедет в тот же магазин с повторной проверкой. Если находится такое же нарушение, начинается административный процесс. Либо он может быть начат по жалобе на магазин, если факт подтверждается. У райисполкома есть полномочия по составлению административных протоколов за просроченную продукцию. В этом году поступило обращение по магазину «Mарцін», в результате был составлен протокол, сетевик получил солидный штраф за просрочку.

Похожим образом действует и санитарная служба. Специалисты Ивацевичского райЦГиЭ посещают торговые объекты не только в рамках рейдов рабочей группы, но и самостоятельно. Во время таких контрольно-надзорных мероприятий при обнаружении просрочки или нарушений условий хранения магазину выдается предписание об изъятии продукции. Далее в санитарную службу должна быть предоставлена информация об утилизации, возврате просроченной продукции производителю. В первый раз магазин не оштрафуют, но при повторном обнаружении тех же нарушений (а объекты через какое-то время проверяются повторно) последует наказание в виде штрафа до 100 б. в. (на юрлицо и ИП согласно Кодексу об административных правонарушениях, ст. 13.11, ч. 2). Также магазин может быть закрыт на некоторое время для устранения всех нарушений, если их зафиксировано много, но такое случается редко.

В 2023 году было вынесено пять предписаний о запрещении реализации товаров общим весом 87 кг. За невыполнение санитарно-эпидемиологического законодательства к административной ответственности привлечены пять ответственных лиц, суммы штрафов – от 3 до 10 б. в.

Не могу сказать, что посещенные магазины оставили неприятное впечатление – вовсе нет. Ни один из них не был оштрафован – все получили рекомендации. Для абсолютного большинства покупателей нарушения, которые допускаются работниками торговли, незаметны или незначительны. Но однажды дело может дойти до отравления покупателя. А я скажу, что такое случалось с моим близким родственником, съевшим просроченный творог из деревенского магазина. Приятного мало, а закончилось все тем, что родственник теперь предпочитает ходить за покупками к конкурентам, как и его соседи, и друзья. Если магазин дорожит своей репутацией, он должен держать марку хотя бы из корыстных целей, не говоря уже о целях благородных. Продажа некачественного товара – это непорядочно. Проверяющие держат работников торговли в тонусе – пока без этого не обойтись. Прийти могут в любой магазин и в любой момент, и это тоже стимул, чтобы работать по правилам.

Мария ИВАНОВА, фото автора.

Поделиться