Жанна Георгиевна Гордейко – человек неуемной энергии. Она лидер по природе, который умеет вдохновлять, зажигать, вести за собой. На днях ей исполнилось 70, но Жанна Георгиевна всё так же активна и позитивна.

Из её 40-летнего педагогического стажа 34 года она была директором. Сначала в Бусяжской школе, потом в Любищицкой и в СШ №3 г. Ивацевичи – почти четверть века. И всегда она умела сплачивать вокруг себя команду единомышленников, педагогов-новаторов, которые горели работой так, как она, которые умели и хотели открывать в детях звездочек, зажигать интерес к учебе и окружающему миру.

За годы работы она вручила аттестаты об образовании порядка 4 000 выпускников, вырастила плеяду педагогов-профессионалов, многие из них охотно возвращались на работу в родную школу.

В копилке наград этой незаурядной женщины какого только уровня грамот и благодарностей нет! И от комсомола, и от министерства образования, и награждалась она как депутат, как профсоюзный лидер, общественник, делегат… Ее активная жизненная позиция и энергичность позволили не раз и ей, и коллективу стать лидером, успевать везде и всюду. Она возродила женское движение и возглавляла Союз женщин в районе около 20 лет. Настойчивость и прямолинейность, свойственные ее характеру, помогали отстаивать интересы слабых. Она могла вступиться за человека, добивалась справедливости в разных жизненных ситуациях, задавала «неудобные» вопросы, а если надо было, то и подставляла свое плечо, и люди отвечали тем же. А это дорогого стоит во все времена.

Первый опыт «зеленой» учительницы

Жанна Георгиевна – коренная ивацевичанка. Родители старой закалки трёх дочерей воспитывали в строгости. Жанна была рослая и пошла в школу в шесть лет. В 16 лет она закончила СШ №1 г. Ивацевичи, в 20 – первый педагогический ВУЗ. По образованию она психолог и учитель начальных классов. В 1972 году ее после окончания Брестского пединститута им. А. С. Пушкина направили в Ивацевичский район с характеристикой: «Рекомендована на руководящую работу». Начинала свой трудовой путь Жанна Гордейко учителем Бытенской школы-интерната, и уже через год её работа была отмечена грамотой районного отдела образования. Райкомом профсоюза работников просвещения и науки она, «зеленая» учительница, избирается председателем профкома Бытенской школы-интерната, в которой работали около ста человек. Поскольку юность в ней бурлила неуемная, она взялась и за эту деятельность. Но перспективного директора интерната, которого она считала вторым Макаренко, вдруг по жалобе снимают с должности… Молодая учительница смело начала за него вступаться. Но на собрании один человек посмотрел на нее и говорит: «Вот ты заступаешься, попробуешь быть руководителем, и тогда мы посмотрим»…

– Партийной организации сразу поступила команда меня принять в кандидаты членов партии, – вспоминает Жанна Георгиевна. – Приняли, тогда вызывает меня начальник отдела образования Николай Платонович Терешко и говорит: «Коль ты такая заступница, готовься в Бусяж директором». Я ему: «Какая Бусяж? Я же поступила в Минский пединститут на второе высшее…». Но мой отец-коммунист сказал: «Партия тебе оказывает доверие, даже речи быть не может об отказе, иди».

Самый молодой директор в республике

В итоге Жанну Гордейко утверждали членом партии и одновременно директором Бусяжской школы. Она сидела после этого на четвертом этаже и плакала. Из кабинета вышел начальник и говорит: «Ты что тут плачешь? Всё, иди работай».

– Папа, помню, взял меня, маму, и на маленьком запорожце мы поехали смотреть ту Бусяж. Отец по пути рассказывал о судьбе бабушки и деда, который был как раз родом из Бусяжи, о своей работе в Бусяжском военкомате во время Великой Отечественной, о подготовке призывников перед отправкой на фронт. Убеждал, что доверие партии я должна оправдать, а он будет мне помогать.

На тот момент в Бусяжской средней школе обучалось 212 учащихся из 13 деревень. Дети жили в общежитии. Коллектив педагогов тоже был молодой, а директор в свои 22,5 года была самым молодым директором в республике. Когда она приняла Бусяжскую школу, перед ее приходом сгорели все складские помещения. А на улице март, суровые морозы…

– Мне звонит Терешко, спрашивает: «Вам даем разнарядку на торф, Вы построили сарай для него?» Какой сарай? Мне всего лишь 22 года… – вспоминает сейчас с улыбкой Жанна Георгиевна. – Я каждый день ездила домой, автобусы ходили регулярно, и папа мне до ночи рассказывал про кубометры, складометры… Помнится, меня молодую все равно завхоз «подколол». Я ему говорю, что пришел наряд на лес, я пойду на планерку в колхоз. Сколько мне просить техники? А он говорит – пять тракторов. И я на планерке выдаю – пять тракторов нам надо. Все на планерке легли от смеха – у них всего два трактора во всем хозяйстве. Посмеялись, и за два дня лес вывезли одним трактором.

В сельской школе работало много молодых педагогов, которые обычно отработав два года, уезжали, но Жанна Георгиевна смогла организовать такое ядро, вокруг которого закипела деятельность:

– Мы создали очень большой опытнический участок, соорудили маленькую тепличку на нем. Школа участвовала во всех мероприятиях, и за два года из последних вышла в первые ряды.

Приезд Машерова в Любищицы стал судьбоносным

Через два с половиной года начальство районо снова стало наседать на Жанну Георгиевну, на партийную ее совесть. Перед ней ставят задачу: в целях качественного образования организовать работу школы полного дня в Любищицах. Опять отец ей напомнил, для чего она вступала в партию. И она поехала.

В новой Любищицкой школе молодому, но уже с опытом директору было много простора для работы. Она с коллективом красила полы, сажала деревья, строила огромную теплицу, кролиководческую ферму. Ребята старших классов ходили на практику в производственную бригаду на ферму и ухаживали за телятами. В школе создали музей истории, краеведческий музей, музей хлеба.

Школа полного дня – это была новация, но ее осваивали, ориентируясь на российскую методическую литературу. Дети в сельской школе могли изучать на выбор три иностранных языка: немецкий, французский и английский. Был построен тир напротив школы, оборудован спортивный городок. Только в Любищицкой из всех школ района была лыжная база. Походы организовывали исторические на высоком уровне. Пётр Васильевич Ситник, начинающий на то время талантливый педагог, занимался этой работой. Все учителя школы работали от души, все неравнодушные, отмечает Жанна Георгиевна.

В Любищицах проходили мероприятия районного уровня, проводились смотры строя и песни, была организована на высоком уровне художественная самодеятельность среди учителей. В копилку наград ложились грамота за грамотой…

Здесь, в Любищицах, Жанна Георгиевна встретила своего суженого. Он работал агрономом в хозяйстве, а в тот год приезжал Машеров в колхоз. Его встречали на полях, школа тоже была задействована… Так молодые заприметили друг друга, приглянулись и вскоре сыграли свадьбу. Здесь родилась у них дочь.

Школа, которая стала семьёй

Через восемь лет Жанну Георгиевну, как она ни хотела, перевели в практически еще новую СШ №3 г. Ивацевичи, дали квартиру. И в этой школе она директорствовала 24 года. Сегодня она очень благодарна этой школе, которая стала для неё настоящей семьёй.

– Я состоялась в этой школе больше и как учитель, и как директор благодаря ученикам, учителям. У нас была творческая команда. Всё делалось для учеников, и был лозунг у нас: «Всё творчески, а иначе зачем». В 1994-м году мы сделали школу-гимназию. Я брала пример с минских городских школ. Опять же создавали интересные музеи: музей образования, музей белорусского зодчества, Пилипа Пестрака. Связь у нас была с приборостроительным заводом: мальчики паяли маленькие детали, а девочки шили пакетики для их упаковки и получали деньги за эту работу. Лесничество работало в школе… – перечисляет Жанна Георгиевна.

От гимназии в 1998 году перешли к многопрофильной школе. В профильных классах «ковали» элиту. А для мальчишек, которые не попали в них, создали военный профиль. Кстати, все выпускники первого выпуска стали прекрасными людьми, из 18 уже 15 полковники, все занимают высокие должности. Причем профильные классы имели связь с высшими учебными заведениями такого же профиля. Школа была серьезным конкурентом лицею.

«Жанна идет!»

У Жанны Георгиевны было свое лицо и непререкаемый авторитет. Когда она шла по коридору, на три этажа раздавалось: «Жанна идет!». Но в то же время она была чувствительная и сентиментальная женщина. Любила приходить в школу раньше всех и стояла на крыльце. Не для того, чтобы проверить, кто опаздывает, в чем кто пришел, а радость доставляло – просто со всеми здороваться.

– Радость приносило и то, что каждое начинание имело выход. И с возрастом на выпускных я начинала плакать, – говорит Жанна Гордейко. – Я вкладывала в свою работу душу и хотела, чтобы у ребят жизнь состоялась, как мы их нацеливали, как мы их воспитывали. Вся жизнь моя в школе. Мне приятно, что нынешний директор Олег Алексеевич Кузьмин стал моим преемником во многих идеях. Сегодня радость еще и в том, что мне приятно идти по городу. Останавливаются ученики, благодарят, что на пороге жизни получили знания в нашей школе, что состоялись как профессионалы и как люди.

Будучи на пенсии, Жанна Георгиевна проработала пять лет в социальной службе и там оставила хороший след. Ее вспоминают с благодарностью люди, которым она помогла решить многие вопросы. Сегодня ее радость в путешествиях и общении с внучкой.
По мнению Жанны Георгиевны, по-настоящему женщина должна быть счастлива в семье: «Когда женщина счастлива в семье, тогда у неё и работа спорится. Переступить через семью нельзя. Ведь в семье рождаются дети. А дети – это образ наш, наше отражение. Меня, бабушку, знают все в классе внучки Ксюши. Если хочешь, чтобы они выросли хорошими людьми, ими надо заниматься».

Благодарностью полнится душа

Председатель профкома, учитель английского языка, выпускница школы Елена Васильевна Волоская от имени бывших учеников, а ныне коллег-учителей СШ №3 г. Ивацевичи выражает свои слова поздравлений и благодарности Жанне Георгиевне. Она отметила, что за годы руководства школой она являлась мудрым наставником, трудолюбивым педагогом и чутким руководителем. Всегда умела поддержать добрым словом, дать полезный совет и сама была ярким примером учителя с большой буквы. Жанна Георгиевна обладала талантом сплотить творческий, работоспособный коллектив, который добивался успехов и в обучении, и в воспитании. При ней были заложены школьные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Жанна Георгиевна всегда желанный гость в школе. Во время встреч она делится опытом и вселяет надежду на творческий поиск. Недаром же девиз, который был в коллективе ещё при Жанне Георгиевне: «Всё творчески, а иначе зачем!», актуален в школе и сегодня.

А от имени «педагогов запаса» бывший учитель русского языка Мария Степановна Коброва добавила:

– Жанна Георгиевна всю себя отдавала школе. Работать с ней было интересно и в то же время ответственно. Школа для неё – это было всё. Значительная работа была направлена на усовершенствование урока. С этой целью всё было сосредоточено на методической работе, проводились лекции, семинары, круглые столы, открытые уроки… И это приносило свои плоды. Ежегодно наши ученики были победителями районных, областных и даже республиканских олимпиад.

Жанна Георгиевна – это и заботливая бабушка, и любящая мама. Она воспитала замечательную дочь Татьяну. А сейчас всю себя посвящает маленькой Ксюшке, своей внучке. Здоровья Вам, счастья, любви и веры в завтрашний день.

Валентина БОБРИК.
Фото Валерия МИСКЕВИЧА.

Поделиться