Молодая мама из Коссово переживает, что после года дочка не заговорила. Так ждут этого момента родители, бабушки-дедушки, а заветных слов все нет… Ирина В. рассказала в сообщении, что сын уже лепетал вовсю в этом возрасте, а девочки ведь, по мнению многих, начинают говорить раньше… Молодая мама попросила наших экспертов – педагогов рассказать о нормах в гулении-говорении. Может, ей уже стоит обращаться к специалистам?
На вопросы Ирины В. на этот раз отвечает учитель-дефектолог ГУО «ЦКРОиР г. Ивацевичи» Татьяна СТОРОЖУК:
Так, ранний возраст – самый важный период в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства. Можно ли заметить отклонения в речевом развитии на данном этапе? Что должно насторожить родителей и как не допустить серьезных проблем в будущем?
Каждый ребенок развивается в индивидуальном ритме, но существуют общепринятые этапы и нормы развития, отклонение от которых сигнализирует, что родителям пора принимать меры.
Уже с самого первого дня жизни ребенок готовится к речи. В 3 недели – 1 месяц появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э». В 2-3 месяца у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки — «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста. В 4-6 месяцев издает высокие певучие звуки, радостно реагирует на лица близких звуками-восклицаниями. В 6-9 месяцев у ребенка появляется лепет, он повторяет одинаковые слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», «гу-гу-гу». В 9-11 месяцев малыш начинает подражать звукам речи взрослых. А в 11-14 месяцев появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя» (от 8 до 14 слов). Ребенок соотносит слово с предметом.
К двум годам в словарном запасе малыша имеется 200-300 слов. Появляются простые предлоги (в, на, под, за, с, у), местоимения, прилагательные. Он уже может строить простые предложения из двух-трех слов. К трем годам объем пассивного словаря увеличивается до 800–1000 слов. Ребенок запоминает стишки, детские песенки. К концу третьего года большинство детей способны грамматически правильно строить предложение, вести диалог, рассказывать, что видели и слышали.
Не следует внимать советам других родителей, у которых дети начали говорить после трех лет, что ребенок «заговорит сам». Говорить-то он начнет, вопрос в том, что это будет за речь и сколько времени будет упущено.
Родителям важно знать, как определить признаки нарушения речи у ребенка, на что в первую очередь необходимо обратить внимание.
Тревожные «звоночки» могут быть следующими: к концу первого месяца ребенок не кричит, когда голоден, не держит головку, лежа на животе. К концу четвертого – не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит. В пять месяцев не прислушивается к окружающим звукам. В семь – не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления», а к концу девятого месяца отсутствует лепет, ребенок не пытается повторить звукосочетания за взрослым.
Ближе к первому году жизни ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «возьми», не показывает по просьбе предмет. К полутора годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не использует указательный жест. В два года не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол). А к 2,5 года не общается с детьми, не различает «большой – маленький».
Если у родителей есть сомнения, лучше записаться на консультацию в Центр по тел. 3-82-41.
Подготовила Наталья ГЕРБЕДЬ.