Весна и лето – это очень ответственное время для жителей села. С наступлением теплых дней начинаются различные сельскохозяйственные работы, на поля выезжает различная техника. Иногда приходится работать и в непосредственной близости от воздушных линий электропередачи.
Игнорирование правил безопасного поведения в данных местах создает непосредственную угрозу жизни и здоровью работников. Вот некоторые примеры.
В августе прошлого года в Петриковском районе Гомельской области водитель грузового автомобиля остановился под проводами воздушной линии электропередачи напряжением 35 кВ, поднял кузов и при выходе из кабины был смертельно поражен электрическим током. Другой смертельный случай произошел в октябре 2023 года в Гродненском районе Гродненской области, где свеклоуборочный комбайн сбил опору воздушной линии электропередачи. Комбайн оказался под напряжением, прикоснувшийся к нему работник местного СПК погиб.
госэнергогазнадзор напоминает: в целях предотвращения несчастных случаев при проведении сельскохозяйственных работ следует соблюдать правила безопасного поведения.
– Владельцами транспортных средств должны быть разработаны маршруты передвижения техники в местах прохождения воздушных линий электропередачи. – Движение машин под проводами воздушной линии электропередачи допускается только в транспортном положении, в месте наименьшего провисания проводов, ближе к опоре.
– Категорически запрещается установка машин под действующими линиями электропередачи.
– Если, приступая к работе, вы обнаружите оборванный, висящий или лежащий на земле электрический провод, а также повреждённую опору, немедленно сообщите об этом в электрические сети по номеру 144. Нахождение в зоне оборванных проводов может привести к трагическим последствиям.
Даже при приближении к лежащему на земле проводу человек или машина попадает под действие электрического тока. Необходимо постоянно помнить, что смертельно опасно не только касаться, но и проходить ближе восьми метров к лежащему на земле оборванному проводу воздушной линии электропередачи.
При повреждении изоляции сама опора ВЛ может находиться под напряжением. Признаки этого: испарение влаги из почвы; возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт.
При приближении к такой опоре вы попадёте в зону шагового напряжения. Не приступайте к работе и не покидайте место падения провода до приезда ремонтной бригады, если это угрожает жизни людей и животных.
В случае соприкосновения подъёмного механизма или других частей машины с токоведущими проводами водитель должен как можно быстрее разорвать контакт и отвести подвижную часть механизма от токоведущих частей. Нужно помнить, что водитель в кабине машины с пневматическими колёсами и гусеничного трактора находится под потенциалом электрического поля, но это не опасно. Опасность создаёт шаговое напряжение или контакт провод-машина-человек-земля. При попадании под напряжение машины следует спрыгнуть на землю обеими ногами, не касаясь корпуса машины; прыжками двумя ногами или шагами без отрыва ступней ног от земли и без создания разрыва между стопами покинуть опасную зону на расстояние не менее восьми метров.
Д. Н. Крук, начальник районной энергогазинспекции Ивацевичской районной энергогазинспекции Барановичского межрайонного отделения филиала Госэнергогазнадзора по Брестской области, государственный инспектор по энергетическому и газовому надзору.