С октября 2022 года в Республике Беларусь изменились требования к техническому состоянию транспортных средств (ТС) при прохождении государственного технического осмотра (ГТО). В настоящее время они приведены в соответствие с требованиями технических регламентов Таможенного и Евразийского союзов.
В связи с этим были разработаны новый технологический процесс и программное обеспечение, а также введена автоматизированная база данных учёта результатов прохождения ГТО.
Особых изменений в деятельности диагностических станций и последовательности проведения технологического процесса не произошло. При проведении контрольно-диагностических работ, как и ранее, проверяются тормозные системы, внешние световые приборы, рулевое управление, колеса и шины, двигатель и его системы, электрооборудование, ходовая часть, а также изменения в конструкции ТС, кузов и элементы, обеспечивающие обзорность.
Что конкретно поменялось в технологическом процессе
Ужесточились требования, предъявляемые к тормозным системам и световым приборам. Так, относительная разность тормозных сил колес не должна превышать 25 % для осей с барабанными колесными тормозными механизмами и 20 % – с дисковыми (раньше можно было пройти ГТО при показателе в 30 %) Сейчас нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.
В фарах ближнего света проверяется его сила, в фарах дальнего – максимальная его сила. Что касается фар ближнего света и противотуманных фар, то к их регулировке теперь применяются более мягкие требования. Как и прежде, остаются под запретом пленочные и другие покрытия на поверхности стекол.
К экологической безопасности ТС требования стали, с одной стороны, более лояльными: проверка содержания углеводородов в отработавших газах осуществляется исключительно на карбюраторных двигателях.
Однако, с другой стороны, нормы показателей дымности значительно отличаются от установленных ранее. Например, для автомобилей экологического класса 4 стали выше – не более 0,5-1 м (ранее – 1,5-1 м). Теперь работники станции диагностики не проверяют наличие на автомобиле внешних видимых наклеек, кроме тех, что находятся на стекле, а также рекламы, за исключением транспорта оперативного назначения (скорой помощи, МВД, МЧС и др.).
В 2023 году диагностические станции постепенно будут уходить от бумажных карт. В тестовом режиме уже отработана процедура выдачи разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении. В то же время в новых ПДД разрешение на допуск больше не входит в перечень обязательных документов, которые водитель обязан иметь при себе для предъявления по требованию ГАИ и других контролирующих органов. Наличие разрешения на допуск проверяется с помощью АИС «Белтехосмотр».
Данные этой информационной системы постоянно обновляются и используются во время рейдовых мероприятий транспортной инспекции, ГАИ, а также налоговыми органами. В базе содержатся сведения обо всех ТС, которые проходили ГТО. Перевод разрешения в электронный вид имеет несколько преимуществ. Так, владельцам ТС больше не придётся тратить время, чтобы оформить документы после прохождения ГТО. Процедуру оформления разрешений в цифровом варианте возьмут на себя колл-центры в столице и областных центрах, то есть она станет удаленной.
Кроме того, в настоящее время «Белтехосмотр» разрабатывает цифровой личный кабинет для автовладельцев, который будет иметь множество функций. Заказ электронной административной процедуры собственники ТС смогут сделать с помощью мобильного приложения. В перспективе вся система государственного технического осмотра будет переведена в цифровой формат. С появлением на дорогах камер, фиксирующих отсутствие ГТО, абсолютное большинство водителей всерьёз задумались о визите на станцию диагностики. Это показали очереди в начале текущего года.
На данный момент загруженность диагностических станций в г. Ивацевичи средняя, что позволяет практически исключить большие очереди и избавить автовладельцев от утомительных ожиданий. Хочу ещё раз обратиться ко всем автолюбителям: если вы не хотите превращать каждую свою поездку в какие-то переживания и прятаться от сотрудников ГАИ, появляющихся на горизонте, то пройдите своевременно технический осмотр. Прохождение ГТО – обязательная процедура для всех автовладельцев ТС, принимающих участие в дорожном движении.
Александр Любаев, инженер по допуску ТС к участию в дорожном движении Управления организации ГТО УП «Белтехосмотр».