… в филиале «Автомобильный парк № 14 г. Ивацевичи», когда люди просят открыть новые маршруты или скорректировать старые, но разумный подход в вопросе перевозок никто не отменял

Разговор с инженером по организации пассажирских перевозок филиала «Автомобильный парк № 14 г. Ивацевичи» Ольгой Козленей был навеян в том числе сообщениями в чат-бот «ІВ», звонками в редакцию и комментариями под постами с информацией о корректировке очередного маршрута. Есть те, кто рад и благодарен руководству за понимание, однако, всегда немало и тех, кто хотел бы еще больше остановок, маршрутов, чтобы автобус, как такси, к самому дому и желательно не раз в час ходил…

Так, политика руководства нашего автопарка весьма лояльна к пассажирам в вопросе внедрения всего нового, более удобного. За последние полтора года районка разместила около десятка объявлений в газете и соцсетях об открытии и корректировке маршрутов, все новшества были навеяны самими пассажирами, жителями нашего района. И это неплохо, ведь не всегда специалистам того же автопарка известны и понятны потребности бабушки из Скуратов или дедушки, которому нужно из Оброво добраться на ФАП в Святую Волю, к примеру. Так, только в 2023 году были изменены 7 маршрутов.

Подстроиться под графики ФАПов и электропоездов
Маршрут Ивацевичи – Юголин был оптимизирован, конечной остановкой стала д. Добромысль. По просьбам людей по средам маршрут снова продлили до Юголина. Людям не на чем было в это день добираться на работу в Сосновый Бор и в Ивацевичи. Дополнительный маршрут Ивацевичи – Юрчики через Скураты по средам также появился после коллективного обращения граждан. По четвергам был введен дополнительный маршрут Ивацевичи – Телеханы, из-за отмены междугородних маршрутов Гродно – Пинск именно в этот день в агрогородок было почти не добраться. С коллективным письмом от граждан к руководству автопарка обратился председатель Святовольского сельисполкома, жителям Оброво нужен был заезд в Святую Волю в дневное время, чтобы добираться на ФАП. Маршрут Ивацевичи – Корочин в свое время был сокращён и по субботам ходил до Ходаков. Однако в Корочине живет человек с инвалидностью на коляске, по просьбе его родных маршрут возобновили. С просьбами обращались и городские жители, конечная остановка у самого популярного маршрута № 6 г. Ивацевичи в Стайках располагалась на ул. 8 Марта, последние пассажиры покидают транспорт возле местного магазина. Две остановки в маршрутах № 1 и № 2 г. Ивацевичи «Вокзал – Бараны – Воля – Вокзал» появились по просьбе жителей молодого микрорайона Юго-Запад. На ул. Виктора Касяника и Славянской теперь автобус останавливается в утреннее и вечернее время. Эти же маршруты по вторникам и пятницам были продлены до аг. Воля. В эти дни деревенским людям не на чем было добираться на работу и в райбольницу.

Уже в этом году снова же под пассажиров подстроили маршрут Ивацевичи – Коссово, вместо 17.30 автобус стал отъезжать в 18.00, чтобы люди успевали на автобус с электрички.

Выполнены и перевыполнены требования соцстандартов
Сейчас Ольга Козленя будет рассматривать очередную просьбу о заезде автобуса в д. Волька по воскресеньям. Дачники просят хотя бы на сезон пустить транспорт в вечернее время, ведь нечем после выходных добираться домой с дачи.

– Все маршруты мы меняем на месяц-два, работаем в тестовом режиме, но, как правило, оставляем дополнительные остановки и заезды, раз люди просили – значит им это было нужно, – отмечает инженер по организации пассажирских перевозок филиала «Автомобильный парк № 14 г. Ивацевичи» Ольга Козленя. – На сегодняшний день у нас четыре городских и 26 пригородных маршрутов, и все они убыточны. Эти маршруты дотируются государством, но раздувать убытки тоже не стоит. К каждой ситуации подходим индивидуально, изучаем все обстоятельства. Если к «Светофору» или «Мартину» горожане могут и не съездить лишний раз (обращались и по этим маршрутам), то жителям Оброво доехать до ФАПа жизненно необходимо, и этот маршрут мы оставили, несмотря на убытки в 256 рублей за два месяца тестового режима. В целом же по 2023 году убытки без учета дотаций по городу составили 245,5 тыс., по пригороду – 1 068,5 тыс. руб.

Ситуация усложняется еще и тем, что Ивацевичский район очень протяженный, наша маршрутная сеть одна из самых больших в области. У нас есть два маршрута протяженностью под сотню километров: Ивацевичи – Рудня и Ивацевичи – Бобровичи. Водители даже ночуют в конечных деревнях, а утром делают обратный рейс. Мы придерживаемся государственных социальных стандартов и выполняем их, во многих сельских населенных пунктах даже перевыполняем в разы.

Действительно, стандартами предусмотрено минимальное количество рейсов в населенные пункты в зависимости от численности населения. К примеру, если в агрогородок с тысячей населения автобусы должны делать минимум 28 рейсов в неделю, в деревню, где больше 50 жителей, – восемь, а если менее 20, то и вовсе может не заезжать, но при условии, что в радиусе 3 км есть остановка. Везде стандарты автопарком выполнены, а где-то перевыполнены, в Святой Воле они выполняются на 488 %, в Яглевичах – на 668 %, а в Стайках – на 1 500 % благодаря городскому маршруту.

В организации стараются слышать и понимать людей, но с оглядкой на убытки, ведь на днях автобус из Буллы приехал с одним пассажиром. А отмененный в прошлом году пригородный маршрут Ивацевичи – Подстаринь фактически был убыточным. Вопрос был решен продлением городских маршрутов, и без транспорта подстаринцы не остались. А ведь среднее количество перевезенных пассажиров на рейс в Подстаринь как раз два человека, по семь человек в среднем перевозят маршруты Ивацевичи – Булла, Ивацевичи – Корочин.

А ведь платят не все…
Кажется, ладно, село убыточно, но ведь городской автобус так популярен, что некоторые даже просят сделать несколько рейсов в час. Действительно, в дождливые и холодные дни любимая всеми шестерка перевозит по 400 пассажиров за день, а за 2023 год было продано 77 526 билетов. Это много, конечно, но платят ведь не все. По словам специалистов, чтобы маршрут был прибыльным, нужно, чтобы все рейсы были загружены хотя бы по посадочным местам, ведь вместимость автобуса большая, до 60 человек. В часы пик действительно в городском автобусе не протолкнуться, но это пару рейсов в день, и почти половина пассажиров в них едет бесплатно. Дело даже не в «зайцах». Сегодня инвалиды I группы с сопровождающим лицом, инвалиды II группы, дошкольники и школьники с 1 сентября по 30 июня, а также учащиеся учреждений специального образования ездят бесплатно. С 1 мая по пригородным маршрутам за полцены поедут и пенсионеры, начнется дачный сезон.

Автопарк выполняет социальные функции в условиях поставленных задач по снижению убытков, это нужно понимать и трезво оценивать ситуацию всем нам, пассажирам. Людям и дальше будут идти навстречу, но подстроиться под каждого из нас невозможно. Лишь знающий меру может быть доволен своим положением, качеством жизни и всем остальным. Давайте помнить об этом, обращаясь каждый раз в райисполком, автопарк или в районку.

Наталья ГЕРБЕДЬ.
фото Валерия МИСКЕВИЧА.

Поделиться