Зачастую возникает ситуация, когда на запрещающий сигнал светофора движется транспортное средство оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками и звуковой сигнализацией, резко останавливается, но потом с ревом и гулом сирен трогается с места. Тем временем пешеходы и водители продолжают движение, создается аварийная ситуация. Благо, на данный момент обходится без ухудшения статистики дорожно-транспортных происшествий. Так давайте же разберемся, как поступать в таких случаях.
Согласно пункту 16.2 главы 4 Правил дорожного движения «Пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности) при разрешающем сигнале регулировщика или светофора». В связи с этим у некоторых людей сформировалась уверенность, что пешеход всегда прав. К примеру, патрульная машина или карета скорой помощи, весом не более двух тонн, спешит на вызов, в этом случае большая вероятность затормозить. Но когда мчится 30-тонная автоцистерна со скоростью 60 км/ч, остановиться резко ей будет сложнее. Представьте, легко ли прекратить движение громадине на колесах, которая будет двигаться вперед за счет инерции, несмотря на то, что педаль тормоза вдавлена в пол. Поэтому согласно пункту 20 все тех же Правил дорожного движения: «При приближении транспортного средства с включёнными маячками синего или синего и красного цветов пешеходу запрещается переходить (пересекать) проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть её, соблюдая меры предосторожности». Лучше не испытывать судьбу и не проверять эффективность тормозов автоцистерны или иного транспорта оперативного назначения, а немного подождать и продолжить пешую прогулку.
С водителями, попавшими в данную ситуацию, дело обстоит проще. Достаточно ознакомиться с пунктом 26 главы 6, где говорится: «При приближении транспортного средства оперативного назначения с включённым маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанному транспортному средству оперативного назначения». Чтобы не создавать аварийную ситуацию на перекрестке, необходимо строго выполнять требования данного пункта.
Пожарный автомобиль или любое другое транспортное средство оперативного назначения, следуя к месту вызова, останавливается на запрещающий сигнал светофора не для того, чтобы проявить вежливость и пропустить участников дорожного движения, а чтобы убедиться в том, что ему позволяют осуществить безопасный проезд.
Водители пожарных машин ни единожды отмечали, что порой для спасения человека им не хватало нескольких секунд, которые они часто теряют на дороге, в том числе на пешеходных переходах.
Евгений Петрученя, водитель ПАСЧ №1 Ивацевичского РОЧС.