Ода гитаре, или с телеханским "Александритом"

15 декабря 2016 -
article2869.jpg

Ода гитаре, или с телеханским «Александритом»

 

Иногда слово делает историю. Но музыка способна сама стать историей.

Когда рок-музыка стала признанным явлением на Западе, когда от нас ее прятали, а доставать контробандные виниловые диски по ценам  «черного рынка» было доступно немногим, мы слушали зашарпанные перезаписи и довольствовались скудными сведениями из журнала «Ровесник».

Да и наши «Машина времени», «Воскресенье», «Примус» были известны в определенном не нами репертуаре. Хорошая музыка на плохой аппаратуре, живые тексты, пробивающие броню советского официоза не столько, может, художественным совершенством, сколько желанием  людей слушать «авторскую» песню в современных ритмах. А рок – в любых своих направлениях – был разрушителем догм и у «нас», и у «них», поэтому и опасен. (Данная мысль не претендует на исследовательские параметры, но разговор можно продолжить с возникновением  интереса).

…Главное было, что эта музыка несла осмысление жизни. И символом служил идол — человек с гитарой!

Гитары были, и почти в каждом клубе. Даже и неплохие, не только советской дерево-спичечной промышленности. Но не все можно было сыграть тремя аккордами. И немногим это было дано.

…В Телеханах в начале 80-х играть стали 4 Саши (правильно, «Александрит», вспомнили). Надо сказать, что инструментальная культура там и не умолкала: было много славных музыкантов – каждый история. Легенда – Крынец Михаил Николаевич, играл на многих инструментах самоучкой, руководил оркестром…Многих начинающих «рукоположил» на беспокойную музыкальную должность. «Вы хорошо играете», — попросту, но интеллигентно обращался независимо от возраста, словно надеясь, что превзойдет его этот «музыка». Немногие слышали такие слова, но никто их не подвел…

 

Вот его сын Александр и стал организатором «Александрита». Снимал новинки, которых люди и не слышали, расписывая в свои тетради партии только ему известными знаками. Много репетировали, записывали на ленту. Сам он пел и играл на «ритм»-гитаре. Было у группы и несколько его песен, в сочном таком стиле, а-ля «Земляне». Доподлинно известно, что эти вещи у него хранятся.

«Басист», Саша Викторович, в ДК еще и работал руководителем оркестра народных инструментов. А что стоило объединить в одно целое пацанов с улицы с профессионалами в коллектив из 20 – 25 участников! Занимался он и младшим составом ВИА. Но это отдельный разговор.

Барабанщиком и электриком группы был Куратник Саша, он же Полик, простите за вольность. Человек очень интересный!

Соло-гитара – Саша Бинкевич, «Архитектор» и в музыке, и по диплому. Именно солирующая гитара делала успех в рок-группах. И это качество Саша воплощал. К сожалению, его нет с нами.

…Кроме танцев и свадеб ребята выступали на концертах и у себя дома, имели неплохую аппаратуру, инструменты; ярко выглядели и среди маститых групп в Пинске, Бресте, в Барановичах.

 Их помнят те, кто знал. В этом я убеждаюсь постоянно. Несомненно, они были крупным музыкальным явлением в масштабах района. Их музыка восполняла тот недостаток и воспитывала те вкусы того времени – как и культура, как и история вообще, без понятия «халтура». Потому что делали с удовольствием то, что нравилось всем. И уверен, многим сейчас это важно.

Есть у меня на эти воспоминания и своя эксклюзивная причина. Я среди этого рос.

…Теперь, когда я узнал об уходе от нас Александра Крынца, третьего из «Александрита», его руководителя, я понял, как мало мне уже тех детских воспоминаний и желания сохранить то время живой музыки как культурного действа в Телеханах. Все это уходит дальше, на все есть и человеческие причины, душевные движения, потребности самих музыкантов и общества – все, что зовет к огромной работе. «Александрит» был второй или третьей волной ВИА той современной музыкальной жизни Телехан, и этим поселок был знаменит!

А известно мне только то, с чем соприкасался непосредственно и был участником происходящего в ДК нашего поселка.

…Группа возникла не из желания просто играть и зарабатывать на этом. Просто было такое время. И была почва. Саша Крынец, сын музыканта, просто был обречен продолжать дело отца и предшественников. На то время в поселке не умели держать в руках гитару только ленивые. А в нем музыка жила от рождения, при этом было уже педагогическое образование и способности организатора; умение снимать и расписывать партии не только копируя, но и добавляя свое из возможностей музыкантов. У Саши Викторовича было музыкальное образование, Саша Бинкевич имел опыт гитариста от студенчества. Таким образом, их музыка зазвучала ярко уже в 1980-м, и я четко помню хит – песню Тыниса Мяги «Олимпийский огонь», которую услышал на свадьбе в клубе СМУ, среди других самых новейших вещей. На все новинки Саша Крынец реагировал мгновенно, каким образом они доставались, — не известно, но работы было много, и  репетировали ребята очень часто, вернее сказать, сколько могли. Это был образ жизни.

Кроме удовольствия делать хорошую музыку, они были нарасхват на свадьбах, что позволяло приобрести инструменты и аппаратуру, что стоило денег не просто больших, а очень больших, причем невероятными путями! Порой то, что они играли на репетициях, записывали на кассеты, которые тоже расходились – вот такой был источник распространения популярной музыки. Свадьба начиналась с регистрации, за что рассчитывались, а сама свадьба стоила тогда сто пятьдесят, позднее — двести рублей, а гитару можно было купить за две тысячи. Первые гитары и следующие были немецкие «Musima», бас-гитара – «Iris-bas», по-моему, чешская гитара. Ударная установка Саши Куратника (Полика) «Amati» — тоже дорогущая! Вот так и работали.

Концертных выступлений группы было множество, не только в Телеханах и окрестностях. Я видел, как их встречали в Пинске, в Бресте, в Барановичах – везде были аплодисменты и шок! Даже в Барановичах, где была знаменитая группа «Проект». Кроме того, у нас был народный оркестр Викторовича Александра, о котором отдельная история. Сейчас достаточно сказать, что наша музыка везде имела успех!

Надо еще сказать о том, что наши «старшие» подготовили себе замену, нас, мальцов. Это требовало работы со стороны Саши Крынца, пока мы не начали делать что-то сами,  и Саши Викторовича, что позволило нам сыграть четыре вещи в школе на новый год 83-84 и тогда же в праздничную  ночь в Доме Культуры. Коронный хит у нас была песня «Великий секрет» группы «Круиз», а позднее – «Девочка сегодня в баре» — «Примус»  Лозы.  А в мае 1985 мы отыграли почти все танцы, к неудовольствию своих учителей и риском сдачи экзаменов за десятый класс.

А теперь о самой музыке. Надо понимать, что записей в ходу не было, а надо было их доставать, ловить приемником, делать записи новинок, прежде чем играть, играть эдентично подлинникам. Это были рок-группы «Машина времени», «Круиз», «Альфа», «Театр», «Земляне» — перечислять долго, завершить этот список можно песнями Юрия Антонова, «Песняров», в репертуаре были вещи «Beatles», «Abba», инструментальные композиции электро-групп. И этим Саша Крынец не ограничивался – он писал свои песни. Записи, насколько я знаю, сохранились. Во всяком случае, сам он мне это говорил в 1999 году, когда я имел возможность встретиться и даже поиграть с ним в ансамбле. Мы говорили о музыке и не только: Саша был знатоком литературы и просто хорошим собеседником. Вторая встреча была, когда умер мой брат в августе того же года.

Пусть мне простят за некоторые неточности или отсутствие фактов. Пусть добавит, кто знает. Но пока так. Уходят рано те, кто делал для нас в нужное время то, что мог…

26 декабря Александра Крынца не стало…                                                                                   Андрей Бинкевич,  2006 – 2016

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2477 просмотров
Комментарии (5)
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев