При совершении сделок с имуществом, особенно с недвижимостью, необходимо проявлять особую бдительность, ведь существует множество нюансов, известных только специалисту. Их несоблюдение может повлечь отказ в государственной регистрации сделки и основанных на ней прав, судебный спор, а также принести значительные убытки для участников сделки.
При удостоверении сделки нотариус устанавливает личность участников сделки, проверяет способность граждан понимать значение своих действий, руководить ими, проверяет принадлежность имущества, проверяет правомерность сделки, разъясняет правовые последствия её совершения и многое другое.
Как правило, стороны сделки обращаются к нотариусу лично. Однако присутствовать при заключении сделки стороны не обязаны, если предоставят полномочия для этого любому лицу посредством выдачи доверенности, удостоверенной нотариально. Напомним, что доверенность – это письменное полномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу на представительство перед третьими лицами при совершении юридически значимых действий.
Указом Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2023 г. № 278 «О порядке выдачи документов и совершения действий», который вступил в силу 7 сентября 2023 года, определено, что нотариальное удостоверение, государственная регистрация (удостоверение) договоров об отчуждении, залоге недвижимого имущества, отчуждении механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, иных договоров или сделок об отчуждении имущества осуществляется при личном обращении заинтересованного лица – собственника имущества либо на основании доверенности, оформленной в Республике Беларусь.
То есть, при обращении представителя собственника имущества – гражданина Республики Беларусь, для подтверждения своих полномочий нотариусу должна быть представлена доверенность, оформленная непосредственно в Беларуси.
Указом № 278 также определено, что находящиеся за границей дипломатические агенты белорусских дипломатических представительств и консульские должностные лица, больше не удостоверяют доверенности граждан. А вот удостоверять завещания, согласия, отказы; свидетельствовать верность копий документов и подлинность подписи на документах; свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой, они по-прежнему будут.
Часто задается вопрос, а как же теперь, находясь за границей, нотариально удостоверить, например, доверенность на ведение наследственного дела?..
В этом случае для удостоверения и оформления доверенности можно обратиться к нотариусу той страны, в которой в настоящее время проживает гражданин Республики Беларусь. При этом следует знать, что доверенность, удостоверенная нотариусом иностранного государства, подлежит легализации путем проставления апостиля. Она будет составлена на иностранном языке, но производить перевод документа с иностранного языка на русский или белорусский язык в иностранном государстве не нужно, так как это функция переводчика в Республике Беларусь. Текст доверенности подлежит переводу переводчиком, включенным в соответствующий реестр переводчиков на территории Республики Беларусь.
То есть, оформить наследство по доверенности, удостоверенной за пределами Республики Беларусь, можно, а вот зарегистрировать переход прав, заключить, удостоверить и зарегистрировать сделку по распоряжению имуществом – нет.
Следует также отметить, что продолжает действовать прежний порядок на совершение административных процедур по выдаче нотариальными архивами архивной справки, архивной копии, архивной выписки. Эти документы выдаются нотариальными архивами по месту их хранения. Необходимо личное обращение в нотариальный архив заинтересованного лица либо его представителя, действующего по нотариально удостоверенной доверенности.
Л. А. ПЕТРУЧЕНЯ, нотариус Брестского нотариального округа, заведующий нотариальной конторой Ивацевичского района.