Государственный бюджет – самый главный финансовый план любого развитого современного государства. Структура его расходной части в основном соответствует социально-экономическому курсу страны.

Республика Беларусь – социально ориентированное государство, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих населению достойную жизнь, гарантированные права на труд, охрану здоровья, получение образования, поддержку семей с детьми и других социально незащищенных групп, и для поддержания уровня жизни и социальной поддержки необходим режим максимального контроля за эффективным расходованием государственных финансов – доходной части бюджета, что и поручено обеспечить Главой государства.

Как установлено Комитетом государственного контроля Брестской области при изучении вопроса эффективности действующей системы администрирования неналоговых доходов, они хоть и занимают только 7,5% собственных доходов бюджета области, но в отличии от налоговых доходов, контролируемых Министерством по налогам и сборам, длительное время находились вне должного внимания со стороны органов власти.

Администраторы неналоговых доходов – это государственные органы и организации, на которые возложены задачи по учету и контролю за поступлением неналоговых доходов.

Комитетом выявлен ряд «узких мест» в их работе, таких как отсутствие универсальных программных продуктов учета и контроля доходных источников, рост просроченной задолженности и трудности ее взыскания; сложность возврата излишне уплаченных сумм и др.

И если отдельные вопросы возможно разрешить применением эффективных алгоритмов, внедрением программного обеспечения и совершенствованием отдельных положений законодательства, то взыскание просроченных долгов становится серьезной проблемой.

Например, просроченная задолженность по доходам, поступающим в порядке возмещения расходов по содержанию граждан, находящихся на государственном обеспечении – речь о тех самых «обязанных лицах», ведущих как правило антисоциальный образ жизни и бросивших собственных детей, заботу о воспитании которых взяло на себя государство. Такие долги за 2022-2023 гг. возросли на 26% до 21,6 млн. руб.

Задолженность по средствам, поступающим от взыскания в соответствии с исполнительными документами увеличилась в 4 раза (14,5 млн. руб.), а просроченный долг за приватизацию государственного жилищного фонда уже составляет почти миллион рублей.

Комитетом выработаны предложения по совершенствованию процесса администрирования неналоговых доходов, работы по сокращению просроченной задолженности, усилению контроля за полным и своевременным взысканием текущих платежей. 

Поделиться