x
Close
история района и современность Новости Общество

По исторической дороге – в историю дороги

По исторической дороге – в историю дороги
  • Опубликовано:9 января, 2025

Таким каламбуром можно назвать рассказ об одной из самых старых дорог в Беларуси. Самая обычная прогулка по центральной улице города Ивацевичи становится незаметным путешествием по одному из исторических памятников большого строительства шоссейных дорог в Российской империи. Сегодня редко вспоминают тот факт, что улица Ленина в райцентре – это часть первого шоссе на запад некогда великого государства.

Во время русской кампании Наполеон Бонапарт остро заметил: «В России нет дорог – только направления». Дороги, конечно же, были, однако их состояние желало лучшего. Французский император попал на просторы России, по сути, в переломный момент дорожного строительства, когда только начали переходить на твердые покрытия из камня. После Отечественной войны с 1817-го года началось активное осваивание шоссейных дорог. Тогда же было решено, что все дороги, ведущие к Москве, должны быть «шоссированы». А с расширением интересов Русского государства на запад вышел указ о строительстве дороги к польской столице.

Московско-Варшавское шоссе получило большое стратегическое значение. Проектированию и строительству уделяли особое внимание российские император Николай I и его преемник Александр II. На территории белорусских губерний строительство дороги начато в 1845-м году. Решением императора было принято соединить Рогачев, Бобруйск, Слуцк, Кобрин и Брест.

9 декабря 1846 года дорога получила свое название указом императора Николая I о «именовании сооружаемого от Москвы до Брест-Литовска шоссе Московско-Варшавским». Теперь эта дорога на всех картах и в навигаторах обозначена Р-43. А полное открытие, по-старому – сплошная почтовая гоньба по шоссе, прошло позже – 2 января 1850 года. Эту дату и принято считать «Днем рождения «Варшавки». Протяженность новой дороги от Москвы до Бреста составила 999 верст, она стала самой длинной дорогой в России с твердым покрытием, опередив шоссе Санкт-Петербург — Москва с протяженностью в 673 версты.

Для своего времени дорога была хорошо спланирована: с обочинами, кюветами, мостами и придорожными насаждениями. В сентябре 1849 года вышел указ об устройстве на Московско-Варшавском шоссе заставных домов шоссейного сбора, «единообразных по внешнему виду и удобных для путников почтовых станций». Конечно же, любая благоустроенная дорога в те времена была неполной без почтовых станций. Ведь надо было где-то менять и кормить лошадей, отдыхать ямщикам и путешественникам. Еще одной функцией почтовых станций был контроль. Почтовый смотритель проверял документы: власти Российской империи хотели знать, кто, куда и зачем ехал. А еще от цели поездки зависела и оплата дороги для проезжающего. Сейчас в Ивацевичском районе сохранилась в первозданном виде только одна почтовая станция – в деревне Нехачево, которая относилась к станциям 1-го разряда. Станция предназначалась для остановки путников во время путешествий и была рассчитана на содержание 60 лошадей. Часть зданий почтовых станций 1-го разряда имели специальные помещения для остановки государя-императора и членов императорской фамилии. Они были отлично меблированы и имели специально разработанные интерьеры.

С развитием железнодорожного строительства и сети железных дорог значительно изменилось отношение к шоссейным дорогам. С 1861 года прекратилась не только постройка шоссе в центральных губерниях страны, но и сократились расходы на содержание и ремонт дорожного полотна. В 1877 году Министерство путей сообщения передало шоссе в ведение земств. На содержание дороги казна выделяла 400 рублей за версту. Но значительная часть расходов покрывалась за счёт дорожной повинности. В обязанности жителей прилегающих селений вменялось следить за состоянием дороги, проводить ремонт мостов, гатей, расчистку дороги от снега. Государственные крестьяне должны были отработать на ней 34 дня в году. Тем не менее, местные власти сохраняли в надлежащем состоянии вверенные участки магистрали. В августе — сентябре 1908 года по шоссе на личном автомобиле совершил путешествие инженер-механик П. К. Энгельмейер, отметив отличное качество дороги на всём её протяжении: «Про дорогу от Варшавы и вплоть до Москвы надо сказать лишь то, что сказал француз Дютайи, проехавший по ней в прошлое лето, в качестве одного из участников гонки Пекин — Париж, а именно: шоссе Московско-Варшавское немногим уступает по своему качеству лучшим французским дорогам. Полотно ровное и довольно широкое. А прямизна такая, что, когда наступает поворот, то своим глазам не веришь».

В разные периоды старая «Варшавка» имела разное значение. Война сделала связующую артерию стратегической дорогой. Во время Великой Отечественной войны Варшавское шоссе пострадало в результате ожесточённых многочисленных боёв. По мере отступления войск противника на запад следовавшие за советскими войсками военные дорожники сразу же приступали к восстановлению разбитой трассы: дорожниками-мостовиками Западного фронта только за время Московской битвы было построено 172 и восстановлено более 90 мостов. После окончания Великой Отечественной войны Варшавское шоссе было полностью реконструировано и к 1958 году на всём протяжении автомобильной дороги появилось асфальтобетонное покрытие, а через реки были построены железобетонные и каменные мосты.

С открытием трассы М1 значение Московско-Варшавского шоссе несколько снизилось. Сейчас это не только связующая нить между городами и селами республики, но и по-настоящему колоссальный памятник дорожному строительству.

Сергей Мочалов.