x
Close
все новости главная новость Новости

Помочь ребенку заговорить призваны педагоги ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи»

Помочь ребенку заговорить призваны педагоги ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи»
  • Опубликовано:13 февраля, 2023

Информация о том, что детей с различными нарушениями речи с каждым годом у нас становится больше, звучала в докладе директора ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи» Аллы Николаевны Топтало во время декабрьского круглого стола, посвящённого Дню инвалидов. Поводом для очередного визита в учреждение образования стала в том числе и эта информация, ведь с каждым годом в районе открываются дополнительные группы интегрированного обучения и воспитания в садах и интегрированные классы и коррекционные пункты в школах.

К примеру, когда в 1999 году в здании яслей-сада № 3 г. Ивацевичи открывался центр, здесь работали директор, заместитель, два учителя-дефектолога и педагог-психолог, сейчас же квалифицированную помощь деткам оказывают 27 педагогов, это вместе с совместителями, но все же. Так, в районном банке данных детей с особенностями психофизического развития сегодня 748 человек, а коррекционно-педагогическую помощь в районе получают 347 деток. Давайте разбираться, что это за ребята. Ведь некоторые молодые родители часто думают ошибочно, что центр посещают исключительно дети с тяжелыми диагнозами. Да, здесь работает одна дошкольная группа, младший класс (1-2 класс), 5-7 классы, еще трое детей обучаются на дому. С 1 сентября открыт класс в Телеханской средней школе, там занимаются ещё два ребенка.

В следующем году планируется открытие еще одной, второй дошкольной группы в Ивацевичах. Целый день с 7.30 до 17.30 под присмотром воспитателей и педагогов находится 21 ребенок с интеллектуальной недостаточностью. Это дети с синдромом Дауна, с аутизмом и иными нарушениями. Все учащиеся занимаются по специальным программам, по возможности обучаются счету и чтению, навыкам самообслуживания, для этого есть специальные кабинеты социальной адаптации, по сути, мини-кухни, где особенные дети учатся разогревать еду в микроволновке, делают бутерброды и иные простые блюда. Если сравнивать детей-новичков в младших классах и старшеклассников, то сразу видишь, насколько общительны и самостоятельны подростки. Местные педагоги делают, казалось бы, невозможное.

Алла Топтало, директор ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи»:

– Мы делаем все, что возможно, для детей со сложными диагнозами, однако по окончании они получат свидетельство о специальном образовании и смогут перейти только в отделение реабилитации, абилитации инвалидов ГУ «Ивацевичский ТЦСОН». О получении профессии речь не идет. Продолжить обучение, а может, и вовсе снять диагноз могут выпускники интегрированных классов, их у нас 35 в 16 учреждениях образования, и занимаются в них 52 ребенка. Чаще всего получают потом рабочие профессии, в том числе в нашем аграрном колледже. В городских и сельских детских садах сейчас 9 групп интегрированного обучения и воспитания (в прошлом году таких групп было четыре. – Прим. автора), в которых насчитывается 29 детей. Действуют еще семь специальных групп, там 84 ребенка, пять групп для детей с нарушениями речи, группа для детей с трудностями в обучении и ещё одна – для детей с нарушением зрения. За нами еще 13 пунктов коррекционно-педагогической помощи в садах и школах, которую получают 287 детей. Ещё один немалый пласт работы для наших педагогов – это работа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. 11 детей получают в центре раннюю комплексную помощь, это малыши до 3 лет и 49 дошколят в возрасте от 3 до 7 лет.

Роль родителя в определении первых тревожных «звоночков» определяющая. Поэтому если у вашего ребенка до 3 лет:
 отсутствует имитация звуков, слов, жестов, мимики, действий;
 своеобразная, неосмысленная речь или её отсутствие;
 случайный взгляд, слабый зрительный контакт;
 безразличие к близким (отсутствие комплекса оживления);
 необычное использование игрушек;
 слабый интерес или отсутствие интереса к окружающему миру,
то это повод прийти на консультацию.

Без справок и документов можно прийти на консультацию в Центр

На втором этаже расположены четыре кабинета учителей-дефектологов. Все они просторные, красивые, и с множеством методических пособий и игр. К слову, многие игры, лэпбуки, сенсорные коробочки, сортеры педагоги делают сами. На индивидуальном занятии у Татьяны Владимировны Сторожук во время моего визита была шестилетняя Дарья. Девочка пойдет в школу в 7 лет, так решили родители, а пока в ее речи необходимо поставить несколько звуков. Мама привела дочь на консультацию, сейчас дважды в неделю девочка занимается попеременно с психологом и дефектологом.

С перерывами занятие длится около часа, важно, чтобы ребенок не уставал и не терял интерес. Присутствовать на занятии при желании родителям тоже позволят. А иногда их приглашают и подсказывают, как именно заниматься с ребенком дома, чтобы закрепить эффект. Сейчас Татьяна Владимировна занимается с 18 детками, за время работы не раз консультировала родителей даже годовалых малышей. Ведь уже с года внимательные родители могут заметить проблемы у ребенка с речью.

На консультации к Людмиле Васильевне Хомич, которая работает в Центре со дня открытия и как опытный специалист входит в состав психолого-медико-педагогической комиссии, в тот день одного за другим приводили детей.

В среду в Центре консультативный день. И вот что важно для тех, кто боится или стесняется вдруг переступать порог Центра: на консультации по средам в рабочее время можно прийти с ребенком без набора документов, справок и характеристик. Приходите по адресу: ул. Матросова, 34 или запишитесь на консультацию по тел. 2-44-41.

Оказывается, некоторые родители боятся попадать в поле зрения педагогов, чтобы избежать диагнозов или интегрированных классов в школе. Следует понимать: если вдруг у вашего ребенка есть заболевание, его все равно не утаишь от воспитателей в саду или учителей в школе, и вы лишь будете мучить ребенка в обычном классе и все равно в итоге придете за помощью. А большая часть детей здесь просто нуждается в помощи, несколько занятий могут дать сильный толчок, и двухлетка заговорит, а первоклассник пойдет в школу с правильной речью и не будет комплексовать.

Особая боль местных педагогов еще и в том, что родители часто будто не замечают проблем, а за несколько месяцев до школы приводят будущих первоклашек с мольбами о помощи. Во-первых, в Центре тоже есть понятие учебного года, а нагрузка распределяется ещё летом, и определиться с образовательным маршрутом ребенка проще до 1 сентября, во-вторых, не всегда даже профессионал может сотворить чудо и поставить 6-8 звуков за три-четыре месяца. Иногда нужен год и даже больше!

С 1 сентября 2021 года по сентябрь 2022-го педагоги провели 80 заседаний психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе выездных, и обследовали 527 детей. В диагностическом кабинете собираются специалисты, педагоги и врачи. Помещение разделено специальным стеклом, чтобы комиссия – «чужие дяди и тети» – не смущали ребенка, и он был максимально расслаблен. Все продумано до мелочей, потому что ни у кого нет задачи сделать из здорового ребенка больного или же наоборот пропустить что-то важное. На комиссию родители приходят с результатами медкомиссии и характеристиками на ребенка, и после нее семье предлагают дальнейшие пути. Возможно, ребенку нужны консультации учителя-дефектолога, а может, ему проще и лучше будет учиться в интегрированном классе. Были случаи, когда родители решали еще подумать, но через полгода, а то и год приходили за помощью. Важно найти нужный и самый оптимальный путь для ребенка, и это общая задача родителя, педагога и врача, при необходимости.

О том, что фронт работ у специалистов Центра с каждым годом увеличивается, говорят цифры. Однако не стоит их так сильно пугаться. Да, есть генетические факторы, сейчас, к счастью, очень высок уровень медицины и выхаживание детей с низкой массой тела, однако именно они в группе риска; нужно учитывать и уровень здоровья современных родителей, влияние гаджетов и так далее. Как отметила Алла Николаевна Топтало, такие цифры дает ещё и высокий уровень ранней выявляемости проблем у детей. Еще 20 лет назад далеко не все дети с нарушениями речи попадали в поле зрения специалистов, сейчас же хорошо работают педагоги в садах и школах, трудятся комиссии, прямо с приема в Центр звонят врачи, которые при малейших подозрениях отправляют на консультации родителей с детьми. Есть отработанный механизм, который помогает ребенку или навсегда забыть о проблеме после занятий, или же найти наиболее комфортные условия для дальнейшей учебы и жизни.

К слову, в Центр приходят и старшеклассники, которым нужно поставить в речи звуки или помочь справиться с заиканием, потому что дефекты речи не только мешают подросткам в повседневном общении, но и стали препятствием в поступлении по выбранным специальностям. Такие, пусть и редкие примеры говорят о том, что важно обратить на проблему внимание как можно раньше.


Вопросов по такой актуальной теме у современных родителей больше, чем ответов, поэтому журналисты «ІВ» совместно со специалистами ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи» продолжат в рамках рубрики отвечать на самые интересные и злободневные. Мы предлагаем вам, родители, бабушки и дедушки, присылать свои вопросы на нашу почту: vestnik@brest.by или нам на Вайбер: 8-029-700-33-14. А мы адресуем их учителям-дефектологам и педагогам-психологам.

Наталья ГЕРБЕДЬ, фото автора.