Такое спокойствие, при том, что транспорта на дорогах стало в разы больше, нам обеспечивают сотрудники Государственной автомобильной инспекции Беларуси. Хотя сами сотрудники районного ОГАИ к этой заслуге себя приписывают лишь частично.
Начальник ОГАИ Ивацевичского РОВД Василий Жур в самом начале беседы с журналистом отметил: переломить ситуацию с теми же пьяными водителями помогло ужесточение нашего законодательства, да и предупредить аварийные ситуации на обновленных дорогах с разметкой и всеми необходимыми знаками намного проще. Накануне профессионального праздника опытный руководитель (у руля отделения Василий Алексеевич уже с 2009 года) вспомнил, что раньше в районе работали и по 30 инспекторов. Сейчас же за порядок на дорогах и не только отвечают 11 сотрудников, к слову, в последние два года к опытному костяку присоединились молодые кадры – Артур Корако, Владислав Бирюк и Ян Чаплинский. Молодёжь «обкатывается» уже в отделении, помогают опытные коллеги, такие как старший инспектор дорожно-патрульной службы Вадим Мялик, инспекторы Сергей Трофимчик и Владимир Хомицевич.
Как же справляются с работой 11 сотрудников вместо 30? Ребята подсказали, в помощь им – современные технические средства. Комфортабельные машины вместо былых мотоциклов, большой поток информации проходит через различные мессенджеры, а многие конфликтные ситуации и споры попросту отпали с появлением у инспекторов персональных регистраторов. Один просмотр видео освежает память многим водителям и пешеходам, но и самих сотрудников дисциплинирует. Движение на дорогах республиканского значения помогают контролировать средства фотофиксации. И это значительно снизило аварийность.
Василий Жур не в шутку ли подметил, что сотрудники 3 июля всегда интересуются, с каким именно праздником их поздравляют. Так уж сложилось, что свой профессиональный праздник инспекторы всегда отмечают на посту и при полном параде.
– Василий Алексеевич, скажите, какие нарушения сегодня почти удалось искоренить?
– Сегодня мы выявляем в разы меньше пьяных водителей, мне даже страшно называть цифры начала 2000-х… На сегодняшний день (29 июня) выявлено 46 нетрезвых, а раньше это были сотни водителей. Но в этом не только наша заслуга, ужесточение законодательства в этой части сработало на 100 %. Сейчас уже на подсознательном уровне у водителей всё реже возникает желание сесть за руль нетрезвым. Почти исчезли с дорог сегодня гужевые повозки, а ведь много было аварий со смертельным исходом водителей повозок. Они попросту были невидны в темное время суток. Однако прогресс «подкинул» нам новую головную боль – это средства персональной мобильности. Электросамокаты, сигвеи и прочее… Новые правила, которые вступят в силу уже осенью, помогут контролировать нам этих участников движения. Но профессиональная интуиция подсказывает, что проблемы ещё всплывут.
– Как проходит этот год в сравнении с прошлым?
– На территории района в этом году уже зафиксировано 8 ДТП, 2 человека погибло, у 10 – ранения, пока и мы на уровне прошлого года. Самые уязвимые участники дорожного движения, конечно, пешеходы. В этом году по дороге на работу в аварии погиб мужчина, в ещё одной аварии мы потеряли несовершеннолетнего. В целом же на сегодня мы выявили 4 789 нарушений, из них 46 – нетрезвые водители, 347 пешеходов, зарегистрирован 171 факт непредоставления преимущества пешеходам и 80 случаев передвижения без ремней безопасности, 212 водителей сели за руль без права управления. «Бесправников», кстати, стало больше, над этим работаем.
– Вы в милиции с 1996 года, до того, как нашли себя в ОГАИ, работали в разных сферах внутренних органов. Что сегодня требуется от инспектора?
– Прежде всего, это умение общаться с людьми. Сейчас больше начитанных и уверенных в своей правоте людей, нужно уметь найти подход и не довести ситуацию до конфликтной. Наряд дорожно-патрульной службы должен уметь принять быстрое решение здесь и сейчас, ведь мало кто задумывается над тем, что инспектор и врач видят на дороге одну картинку. Это непросто психологически, а ведь наши ребята при необходимости тоже оказывают помощь пострадавшим. Чтобы понять сотрудника ОГАИ, нужно просто помнить, что наша задача – не наказать, а сработать на предупреждение аварийной ситуации на дороге, которая кому-то может стоить жизни…
Разговор по дороге и на дороге: мы отправились в рейд с нарядом
Сначала мы проехались по городу, а после отправились на 153-й км автомагистрали М1/Е30 вместе со старшим инспектором Вадимом Мяликом и инспектором Алексеем Федосиком. В это дневное дежурство было плюс 30, и в такую жару особенно важен контроль на дорогах. Водителю может стать плохо, есть риск уснуть за рулём, кстати, зачастую инспекторы организовывают пункты раздачи воды в такую погоду.
Вадим Владимирович – старший инспектор, и кроме патрулирования он отвечает за контроль над сотрудниками, распределяет дежурства. Мой собеседник приходил в ОГАИ дважды, в общей сложности за спиной 10 лет службы на дороге. Алексей Федосик в РОВД служит с 2014, а в ОГАИ с 2018 года. Проезжаемся по городу, оцениваем обстановку, и в разговоре коллеги подтверждают слова руководителя – пьяных водителей сейчас в разы меньше, и это победа.
– Если лет десять тому я один составлял за год по 85 протоколов на нетрезвых водителей, то сейчас всё отделение за год ловит в среднем 150-200 таких смельчаков. Представляете масштабы? – говорят коллеги.
– Сейчас много групп вроде «Стоп ГАИ» и иных, такие ноу-хау вставляют палки в колёса в работе?
– Есть такое, помимо групп самые продвинутые пользователи активно используют приложения, и чаще всего, въезжая в те же Телеханы, мы знаем, что нас тут уже ждали. Но на самом деле информаторы в этих группах, которые сообщают односельчанам о нашем месте нахождения, делают себе и другим медвежью услугу. Они помогают скрыться нетрезвым, лихачам или бесправникам, рискуя сами встретиться с ними на дорогах и, возможно, пострадать. Мы как раз заметили, что именно в тех населенных пунктах, где больше всего дружат с приложениями, больше серьезных аварий с пострадавшими и погибшими. Это повод, чтобы задуматься, как считаете?
– Думаю, повод.
Мы приехали на место дежурства ближе к 12, разгар дня, движение на автомагистрали было оживленное. За полтора часа проезжали большегрузные авто и легковые, мотоциклы и велосипеды. Первый нарушитель не был пристёгнут, водитель признал вину и оплатил штраф на месте, уже несколько лет среди всех прочих гаджетов в машине инспекторов есть терминал. Можно оплатить штраф и спать спокойно, как говорится. Следующее авто – и снова та же проблема. Удивительно, но даже на расстоянии в несколько сотен метров инспекторы видели нарушителей.
Алексей Федосик поделился историей, когда непристёгнутый водитель фуры не справился с управлением, машина перевернулась, водитель выпал из сиденья и сломал ключицу, а мог отделаться испугом. А это ведь ещё не самый страшный пример. Моим «коллегам» на день сегодняшний приходилось видеть и смертельные ДТП. Дорога и транспорт не прощают ошибок.
Чуть позже мы встретили велосипедиста, который ехал по проезжей части. Юноша пытался поспорить, но эмоции утихли после просмотра видео. Здесь современные средства действительно выручают и решают многие споры. Примерным оказался 19-летний мотоциклист Максим из Ивацевич. Правил не нарушал, транспорт и документы в порядке. Парень даже проконсультировался с инспекторами насчет дальнейшего техосмотра и тонкостей его прохождения. Поблагодарил за помощь. Кстати, сотрудники отмечают, не так редко разговор с водителями и пешеходами заканчивается словами благодарности.
Часто инспекторы ограничиваются профилактическими беседами и не теряют веру в людей, хоть и не теряют бдительность. За полтора часа Вадим Мялик и Алексей Федосик остановили десятки видов транспорта, составили 5 протоколов. Мое погружение в профессию закончилось быстро, инспекторы же продолжили работу, после обеда нужно следить за группами пешеходов. В разгаре купальный сезон, и молодёжь, как правило, возвращается с пляжа по проезжей части дороги. А ещё от брестских коллег поступила информация о нетрезвом водителе, нужно было мониторить ситуацию и, возможно, встречать лихача уже в нашем районе.
Есть категории профессий, работа которых всегда в тени, когда на дорогах спокойно и сводки не пестрят происшествиями, мы воспринимаем инспекторов ОГАИ чуть ли не как врагов, а когда случается беда, на передовой они вместе с медиками и спасателями. В канун профессионального праздника давайте поблагодарим их за службу и покой на наших дорогах.
Наталья ГЕРБЕДЬ, фото автора.