На «горячую линию» райисполкома поступил звонок сразу от нескольких жителей райцентра и Телехан с претензиями в адрес магазинов торговой сети «Евроопт». В одном случае покупатели утверждали, что в магазинах данной сети часто продают подгнившие яблоки и помидоры, вялую капусту и неприглядные мандарины, в другом жаловались на вид и запах свинины. Покупательница из Телехан в телефонном разговоре утверждала, что купить свежее мясо в их магазине в принципе сложно.
Такие обращения стали поводом для журналистского рейда по городским магазинам сети. Как простые покупатели, которыми в обычной жизни мы и являемся, сотрудники редакции проехались по всем трем магазинам райцентра и на вид и запах оценили некоторые товары. Случайный день, время – после трех (обычно к обеду в сетевиках готовят выкладку товаров), мы – в магазине по ул. Ленина. Здесь было немноголюдно, сотрудники работали над выкладкой молочки, а мы обратили внимание на полки с фруктами. Не понравились кабачки с царапинами и вмятинами, а также «подгулявшие» помидоры. Рандомно проверили на сроки годности молочку и колбасные изделия – все было в норме. Охлажденная мясная продукция на вид была свежей – тут не придраться. А вот готовая продукция – драники и плов – выглядела неаппетитно, заветренные были оба блюда, обедать ими мы бы не стали.
В магазине по ул. Механизаторов претензий также немного: сморщенная столовая свекла и такие же мятые помидоры, как и в магазине на Ленина. Заветренные куриные спинки в разделе охлажденной продукции смутили, в остальном же и курица, и свинина выглядели прилично. Вопрос: могут ли замороженные голубцы продаваться вместе с охлажденной готовой продукцией, ведь это повлияет на вес, а ценник указан как на охлажденные?..
В этих двух магазинах, да и в магазине на Парковой не понравились на вид мандарины: с темными точками, некоторые из них сильно сморщенные, но людей у лотков с цитрусовыми было немало, вопрос цены – 5,99 руб. за кг, когда на рынке в тот же день за красивые просили по 9 и 10 рублей. Можно было найти поврежденные яблоки, подгнивший репчатый лук и мягковатую грушу «Конференция». Беглым покупательским взглядом также осмотрели мясо, молочку и рыбу – просроченных товаров не увидели, порадовал холодильник с полуфабрикатами и готовой продукцией. Мясная вырезка, куриные окорока, бедра и крылышки, плов, блинчики и курица-гриль – все здесь хотелось купить, все легло на покупательский глаз.
Каково журналистское резюме – в день нашего визита, 31 января, в магазинах нашлись «некрасивые» фрукты и овощи, мясо и готовая продукция, которые в свою корзину мы не положили бы, но это нельзя было назвать чем-то стихийным. Полки точно не были завалены просрочкой, скорее, встречались сомнительные товары. За комментарием на поступившие обращения обратились к директору магазина «Евроопт» на ул. Парковой Дмитрию Михинкевичу:
– Уже 10 лет я руковожу магазином на Парковой и могу сказать с уверенностью, что задачи продавать просроченный или некачественный товар у нас нет. Магазин работает ежедневно с 9.00 до 22.00 и на протяжении дня на выкладке в зале работают по шесть человек. В режиме нон-стоп сотрудники выкладывают товар, просматривают его на сохранность, контролируют сроки. Вышестоящее руководство проводит в магазинах сети спонтанные внутренние проверки, я, как директор, заинтересован, чтобы они прошли хорошо. Конечно, нужно размышлять здраво, в магазине с торговой площадью в 382 м2 ежеминутно мы не можем проверять каждую полку и каждый лоток с теми же мандаринами. Люди трогают товар, выбирают лучшее, если уж покупателю попался на глаза несвежий цитрус, пусть сообщит нашим продавцам, тут же мы снимем его с реализации. У нас есть книга замечаний и предложений, любое письменное и устное заявление мы рассматриваем и всегда идем навстречу покупателю.
В тот день и в тот час мы не нашли больших проблем в городских магазинах сети, это дело случая, и здесь все понятно. Покупателю важно знать, что согласно Закону Республики Беларусь о защите прав потребителей от 2002 года потребитель имеет право на получение информации о товарах, свободный выбор товаров и их надлежащее качество. Статья Закона регламентирует и информацию, которая должна быть указана на упаковке, и состояние товара, и действия продавца в случае продажи товара ненадлежащего качества.
Так, никто из нас не застрахован от покупки просрочки, куда мы можем обратиться в таком случае?
Телефон доверия торговой сети «Евроопт».
Если вас не устраивает товар в магазинах этой сети, звоните по тел. 8-017-289-00-00. Здесь примут к рассмотрению даже анонимную информацию не только о качестве товаров, но и об организации работы в отдельном магазине, деятельности компании и отдельных её сотрудников. Линия работает, журналисты «ІВ» без проблем дозвонились по указанному номеру.
Отдел экономики Ивацевичского райисполкома.
По информации отдела в 2023 году жалоб на качество товара в магазинах торговой сети «Евроопт» не поступало. Однако специалисты отдела примут к сведению информацию о некачественном товаре в любом магазине района по тел. 9-16-00. Данная информация может стать поводом для дальнейшего проведения рейда в указанный магазин.
ГУ «Ивацевичский районный центр гигиены и эпидемиологии».
В минувшем году сотрудники центра совместно с другими ответственными организациями в ходе контрольно-надзорных мероприятий проверили 66 субъектов и 112 объектов хозяйствования, реализующих пищевую группу товаров. В том числе четыре магазина сети «Евроопт». Здесь были зафиксированы нарушения по содержанию подсобных помещений, чистоте поверхностей и использованию инвентаря (ножи, щипцы) с поврежденным покрытием, нарушения условий хранения продукции выявлены в единичных случаях. Все обращения здесь примут по телефону «горячей линии» 6-51-13 и действовать будут в соответствии с Законом об обращении граждан и физических лиц.
Каждый из нас почти ежедневно выступает в роли покупателя. Не бойтесь говорить о том, что вас не устраивает тот или иной товар. Чаще всего проблему можно решить на месте, указав на товар продавцам, администрации. Воспринимайте это как помощь коллективу магазина в работе, ведь с сегодняшними площадями и в режиме самообслуживания, когда смотрят и трогают товар все, почти невозможно организовать идеальную выкладку. Однако, если вам нагрубили, отказались убрать товар с полок или ваши замечания игнорируют систематически, а торговля просрочкой стала для магазина почти нормой, не бойтесь заявить об этом в компетентные службы.
Кира ПРОЛЕСКОВА.
Фото Валерия МИСКЕВИЧА.