С 11 июля 2024 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», которые позволяют нотариусам нашей страны около трети от всех видов нотариальных действий совершать удаленно.
Такое совершение нотариальных действий определено Концепцией правовой политики, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. N 196, одним из основных направлений совершенствования института нотариата. Главная цель изменений – сделать получение нотариальных услуг цифровым, а значит, более удобным и доступным, способом.
Предусматривается, что около трети от всех видов нотариальных действий нотариусы Республики Беларусь смогут совершать удаленно, то есть без непосредственного присутствия гражданина или представителя юридического лица на приеме у нотариуса.
Всего предусмотрено удаленное совершение 11 нотариальных действий. Те, для совершения которых не требуется выявление волеизъявления заинтересованных лиц. Например, удаленно можно совершать такие действия, как выдача свидетельств о праве на наследство, выдача свидетельств о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; принятие денежных средств в депозит; выдача дубликатов нотариальных документов, совершение исполнительных надписей… Однако для начала нужно подать заявление нотариусу с просьбой совершить нотариальное действие удаленно.
В Законе Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» закреплены три возможных способа подачи такого заявления.
Два из них традиционные. Первый – при личном обращении к нотариусу. Например, гражданину нужно получить дубликат нотариального документа, экземпляр которого хранился у него, но утерян. Гражданин обращается к нотариусу, на хранении у которого находится этот документ, и письменно просит выдать дубликат утерянного документа удаленно, так как не хочет приходить второй раз. Нотариус найдет документ, сделает дубликат и отправит его по указанному в заявлении гражданина адресу на бумажном носителе по почте.
Второй способ больше подойдет иногородним. Когда наследственное дело, например, открыто в нотариальной конторе Ивацевичского района, а наследник либо один из наследников проживает в другом городе. Наследникам из других городов не обязательно ехать в Ивацевичи для подачи заявления и получения свидетельства о праве на наследство. Они имеют право обратиться к любому нотариусу Республики Беларусь, например, по месту своего жительства, и оформить заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство удаленно. Нотариус, к которому обратился гражданин для оформления такого заявления, засвидетельствует на нем подлинность подписи наследника и дальше наследник по почте направит это заявление в нотариальную контору по месту открытия наследства. Когда пройдет шесть месяцев со дня открытия наследства, свидетельство о праве на наследство на бумажном носителе будет направлено в адрес наследника по почте.
Новизну содержит третий способ подача заявления. Это – подача заявления о совершении нотариального действия удаленно в форме электронного документа с использованием электронного портала Белорусской нотариальной палаты в случаях и порядке, установленном законодательством.
При таком обращении гражданину или представителю юридического лица нужно зарегистрироваться в личном кабинете на электронном портале. Заявление и документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью. За получением ключа ЭЦП следует обращаться в Национальный центр электронных услуг лично, с паспортом.
Удаленное совершение нотариальных действий повысит доступность нотариального обслуживания для населения, сэкономит время граждан и их материальные затраты на совершение многих юридически значимых действий.
Л. А. ПЕТРУЧЕНЯ, нотариус Брестского нотариального округа, заведующий нотариальной конторой Ивацевичского района.