В Беларуси тьюторство – явление достаточно новое, хотя эта инновационная практика сопровождения детей в процессе обучения становится актуальной и востребованной. Тьютор – это воспитатель (воспитатель дошкольного образования), осуществляющий персональное сопровождение ребенка (или группы детей) с аутистическими нарушениями. Он помогает детям с особенностями развития (у нас в районе, в частности, — с расстройствами аутистического спектра – РАС) адаптироваться и социализироваться в образовательной среде.
Рассчитывать на помощь тьютора в нашей стране могут дети с различными проблемами здоровья, в том числе опорно-двигательного аппарата, но в Ивацевичском районе пока помощью воспитателей персонального и группового сопровождения пользуются только детки с РАС.
– К сожалению, число детей, у которых есть такие расстройства, растет, – отмечает заместитель директора ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи» Инна Дубина. – В нашем районе педагоги-тьюторы появились в прошлом учебном году, и это было 12 специалистов, в этом сентябре рука об руку с особенными детками в школы и сады пошли 22 педагога. В Центре мы расскажем родителям об алгоритме действий: необходимость сопровождения определяют врачи, с медицинским заключением родители обращаются к нам и, опираясь на указанный диагноз, здесь предлагают образовательный маршрут для ребенка.
О тонкостях работы тьютора можно говорить много, но по своей сути – это действительно тень ребенка с РАС, ведь такие дети живут в своем особенном мире и чаще всего имеют сложности с коммуникацией, но при этом не лишены интеллекта и вполне могут осваивать специальную школьную программу. Тьютор – помощник и в ориентировании в новом здании, в бытовых вещах и в учебе. Однако работает он в дуэте с учителем-дефектологом. Прежде чем говорить о тонкостях новой профессии на условиях полной конфиденциальности, по понятным причинам, делимся реальной историей мамы ребенка с РАС, которая счастлива от того, что её особенный сын уже второй год учится в школе и не выпадает из социума благодаря помощи тьютора…
«Моя материнская мечта – поговорить со своим сыном»
– Моему Ивану (имя изменено) уже 8, а странности в поведении мы заметили к двум годам. После полутора лет сын начинал разговаривать, а потом произошел откат, пропала речь, Иван перестал отзываться на имя. Я не зашивалась в своем мире и не прятала сына в четырех стенах, сразу начала искать помощь у медиков. Мы обратились к психиатру в районной поликлинике, потом объехали Минск, Брест, Барановичи в поисках своего врача…
Наблюдались на частной основе у столичного невролога до четырех с половиной лет. О причинах заболевания точно никто сказать нам не мог: последствия тяжелых родов, а может что-то другое… Да и прогнозов медики избегали. Он может жить в своем мире всегда, а может после резкого эмоционального всплеска вдруг прорваться речь или появится какой-то талант. Я много читала про аутизм, общалась в чатах с родителями аутистов, а несколько лет назад всё удалила. Читать о чужих трудностях сложно, а инструкцию к действию все равно никто не даст, за годы я научилась чувствовать своего ребенка и понимать без слов, что и как нужно делать. Все стало понятно после определенного кризиса и слез в подушку по ночам.
Я стала жить с вопросом, что нужно сделать, чтобы стало лучше? И мы попробовали, наверное, все, что предлагают сегодня в Беларуси: метод томатис (сенсорная звуковая стимуляция), мануальную терапию, микрополяризацию, остеопатию, плавание с дельфинами, все это мы сочетали с медикоментозной терапией. Нам нельзя было упускать время, и я сделала все, что смогла, во многом с помощью и поддержкой родителей.
Сейчас у нас определенный перерыв, мы просто принимаем препараты, ходим в школу и наслаждаемся жизнью. Обычной, как у всех. Я счастлива, что альтернативой надомному обучению для нас стало тьюторство. Сын не выпал из коллектива, ведь все годы мы ходили в интегрированную группу в саду, по программе мы два года проходим обучение в 1 классе. На некоторые предметы сына отводят в общий класс, но большую часть занятий он еще с двумя одноклассниками с особенностями проводит отдельно. На трех учеников в классе – два педагога: дефектолог с 24-летним стажем Людмила Николаевна Маслова и тьютор Светлана Калистратовна Свигло. В продленке у нас другой воспитатель – Ирина Михайловна Костюк.
Адаптация прошла не сложнее, чем у обычных детей, сейчас моя душа спокойна. А с такими возможностями я могу работать и жить, как все мамы.
– Какая ваша материнская мечта?
– Поговорить со своим сыном. Почти для всех мам это обыденность, для меня – роскошь. Сын не вступает в диалог, это главное, что отличает его от обычного ребенка. Он может односложно ответить на мой вопрос, если посчитает нужным. На этом все. Он не расскажет о том, как прошел его день в школе, что сказал учитель или что давали в столовой… Я не знаю, что у него в голове. Он любит плавание и велосипед, обожает бабушку и дедушку, с удовольствием угостится шоколадом и поможет в мастерской по ремонту авто, но о чем он думает, мечтает, не знает никто.
Говорят, щелчок может произойти в момент, в любом возрасте. Я жду этого момента и свято в него верю. А пока делаю для сына все возможное, безмерно люблю и никогда не стесняюсь!
«Моя основная задача – стать со временем ребенку ненужной»
Так неожиданно определила свое предназначение воспитатель группового сопровождения Светлана Калистратовна Свигло, которая сама только постигает новую для себя профессию:
– За плечами Барановичский педколледж и опыт работы в педагогике более 10 лет, но о тьюторстве я услышала только в 2022 году, когда в нашей СШ № 3 начинали такую работу в педагогическом дуэте. Сейчас в классе трое деток, двое из них – с расстройством аутистического спектра, и это мои подопечные. Совсем молодой, сразу после колледжа, я попала на работу воспитателем в Юголинскую школу-интернат, через год ушла, не смогла работать. В 2022 году вернулась в школу по приглашению директора, обучала детей на дому. Сейчас рискнула попробовать себя в тьюторстве. По сути, я суфлер учителя, помогаю детям не только в ориентировании и бытовых вопросах, но и в учебном процессе. Все лето я посвятила изучению темы аутизма, читала книги, посмотрела нашумевший фильм «Человек дождя», коллеги-педагоги поделились полезной презентацией на тему тьюторства, и пункт «стать ненужной» оттуда. Он так точно все определяет – я помогаю Ивану лепить, писать, читать, но если я вижу, что сегодня он уже сам в состоянии написать цифру «три», то не стану вмешиваться в процесс.
Светлана Калистратовна, как и все педагоги, пишет планы к урокам, а еще ведет дневники наблюдений – настроение особенных деток тоже во внимании. Тьютор работает в связке с дефектологом Людмилой Николаевной Масловой. Для обоих педагогов работа с детьми с РАС в новинку, но постоянное профессиональное развитие и опыт работы с детьми помогают.
– Я работала на дому с более сложными детьми, и сейчас веду предметы у шестиклассницы, уверена, что в школе детям и самому педагогу интереснее, и я рада, что теперь дети с РАС могут без проблем заниматься в классах, есть в общей столовой, посещать некоторые уроки своего класса. Мы ходим с мальчиками на уроки музыки, на классный час. Они уже второй год в школе, прошлогодние одноклассники приходят к ним в гости. Я не упускаю из виду учеников, но они уже и сами прекрасно ориентируются в здании, без проблем выдерживают 30-минутные уроки, а начинали мы с 10-15 минут. Мальчики растут, развиваются, прекрасно осваивают программу. Хотя бывает и непросто, у них есть вопросы с коммуникацией, мальчики очень ранимы, внимательны и избирательны. Стать своим для них не так просто. Педагоги не допускают громких звуков в кабинете, внедряют индивидуальную систему поощрения и не одеваются в кричащие цвета, это сильно отвлекает внимание особенных детей. Однако дети с РАС очень тактильны, держать за руку взрослого им нужно чаще, чем обычному ребенку, а еще они всегда заметят новый предмет гардероба или запах духов – это настоящие эстеты. Педагоги учитывают любую мелочь, это важно.
Прощаясь, Светлана Калистратовна отметила, что тьюторство ей очень интересно, несмотря на то, что многие коллеги побаиваются новой профессии. На сегодняшний день тьюторами работают чаще всего опытные педагоги. Кто-то уходил через месяц-два, не каждый сможет стать второй мамой в школе для особенного ребенка. Но моя героиня не только привыкла к новым задачам, но и полюбила своих мальчиков, по взгляду понимает, когда нужно обнять, дать руку или сделать дополнительный трехминутный перерыв.
От автора:
К теме такой новой педагогики мы еще наверняка вернемся, ведь она так многогранна. Счастье дня сегодняшнего в том, что умные и сообразительные дети с РАС могут учиться, не выпадая из социума, а родители продолжать работать со спокойным сердцем – дети под присмотром. Освоив успешно специальную программу, дети будут иметь возможность получить профессию, жить, участвовать в экономике страны, быть при деле.
Наталья ГЕРБЕДЬ, фото автора.