Это первый выпуск совместной рубрики «ІВ» и ГУО «ЦКРОиР г. Ивацевичи». Ведь после одного из последних визитов к специалистам Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи, а здесь в одной связке работают учителя-дефектологи, психологи и социальный педагог, стало ясно, что детей, которые нуждаются в коррекционной помощи, с каждым годом все больше. Этому сопутствуют самые разные причины: наследственный фактор, особенности здоровья родителей и протекания беременности, влияние гаджетов и подходов к воспитанию… Современным детям иногда сложно заговорить, наладить коммуникацию с родителями и со сверстниками.

Далеко не всегда это связано с наличием серьёзного диагноза, иногда ребенку важно дать лишь первый нужный толчок, и польется песня про все на свете. Но как понять, особенно неопытным родителям, нужна ли ребенку помощь и какой она должна быть? У многих родителей есть вопросы, которые они боятся задать специалистам напрямую. Мы предлагаем присылать вопросы на нашу почту: vestnik@brest.by или на наш Вайбер 8-029-700-33-14. А мы будем адресовать их учителям-дефектологам и педагогам-психологам Центра.

Вот один из вопросов от взволнованной мамы:
– Моему сыну полтора года, он не очень контактен, закрыт. Не играет с детьми на площадке, редко обращает внимание и на нас с мужем. Он пока не говорит, а если ему что-то нужно, просто подходит к желаемому предмету и смотрит на него, но не показывает рукой, что именно нужно. В последнее время я заметила, что он как будто избегает прямого взгляда, не смотрит в глаза. Прошерстила сеть, оказалось, это могут быть признаки аутизма… Я напугана.
Ольга В., Ивацевичи.

На вопрос отвечает Ольга Корнейчик, педагог-психолог:

– Исходя из той информации, которая есть в вопросе, я сразу приглашу маму на консультацию к нам в Центр. Каждую среду у нас консультативный день, когда без справок и даже анонимно можно прийти с ребенком к нам и получить ответы на многие вопросы, чтобы не ставить диагнозов, которых, скорее всего, нет. Позвоните предварительно по тел. 2-44-41. Тогда не придется терзаться в сомнениях и бороздить просторы Интернета. Если после консультации у нас с учителем-дефектологом будут вопросы, мы направим маму с ребенком на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения вида коррекционной помощи ребенку. Не раз за полгода-год мы подтягивали ребенка, помогали в запуске речи, и потом он шел в обычную группу детсада.

В любом случае, диагноз аутизм не ставится до трех лет, выявить его в таком раннем возрасте практически невозможно. Так, ребенок действительно может быть застенчив и молчалив, а, может, есть проблемы, которые надо решать. Мама для ребенка до садика – это главный проводник в большой мир, в этом конкретном случае важно узнать, как мама коммуницирует с малышом, разговаривает ли она с ним, озвучивает ли происходящие процессы. В полтора года у ребенка однозначно должен быть выработан указательный жест, а в арсенале должно быть не менее 10-20 слов. Ребенок не должен прятать глаза, по крайней мере, от родных и близких. По-хорошему, с того момента, когда ребенок начал держать головку, мама должна стать для него комментатором всего, что происходит вокруг. Не бояться приучить ребенка к рукам, а, наоборот, до года как минимум носить и носить, показывать, рассказывать, открывать неизведанное.

Некоторым мамам сложно проявлять такую недюжинную болтливость, имитировать голоса и звуки, но это нужно. Современные развивающие коврики хороши, но коврик с игрушками не должен стать маленьким ограниченным мирком для малыша.

Конкретно этой маме я посоветую помочь ребенку выработать указательный жест своим упорным непониманием, чего же хочет малыш. В конце концов ему придется указать на желаемое. Нежно заставьте малыша выйти из зоны комфорта, когда мама и так все понимает, и он сам начнет искать с вами контакт. Положите любимую игрушку или «вкусняшку» повыше. Когда ребёнок начнёт требовать желаемое, нужно показать указательным жестом на предмет и ждать, пока ребенок тоже покажет. Задайте вопросы: что? где? это? дать? Помогаем ребенку, сами складываем его руку в указательный жест и показываем на желаемый объект – «это!»

Также мы советуем родителям вести специальные альбомы или календари развития и записывать все «умелки» своего чада. Это поможет не только сохранить важные моменты, но и будет для нас и для врачей своеобразной карточкой ребенка. Первый осознанный взгляд, жест, слово… Иногда в поиске причин проблемы мы копаем очень глубоко. Нам важно знать особенности ребенка от самого рождения.

А ещё Ольгу должно взволновать, если её малыш еще не строит башню из кубиков, не может показать 4-6 частей тела, не понимает двусоставную конструкцию, вроде «Поцелуй маму и помаши ей ручкой», или не может показать на сюжетной картинке, кто спит в кроватке, а кто сидит на коврике, к примеру.

Подготовила Наталья ГЕРБЕДЬ.

Поделиться