Когда человек приходит в храм на богослужение, то сразу же обращает внимание на звучащую молитву, на пение. В храмах поют не только церковно- и священнослужители, но и церковный хор. Наша православная церковь – поет. Церковное пение обладает такой благодатной силой воздействия на души молящихся, что соприкосновение с ней разворачивает к Церкви, побуждает к молитве. Поэтому на регенте лежит огромная ответственность перед Богом.
Церковный хор, как и храм Державной иконы Божией Матери г. Ивацевичи, прошел свой трудный путь. Но, несмотря на это, клиросное пение всегда было в нашей церкви красивым и наполненным, оно объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.
Каким чудным образом такая атмосфера создавалась в нашем Ивацевичском храме, мы накануне Великого праздника Пасхи спросили у регента (руководителя хора) Натальи Пилипчук.
Начинающий регент
Для матушки Натальи Пилипчук регентство – это и профессиональное занятие, и смысл, и образ жизни. Она училась духовному пению у лучших учителей регентского отделения Санкт-Петербургской духовной Академии.
Родом она с Крайнего Севера, из Магаданской области. Росла в многодетной семье, где отец был геологом, а мама – медсестрой. В 30 лет ее родители стали воцерковленными людьми и вслед за собой привели в церковь и детей. Наталью как старшую пригласили петь в церковный хор. В то время присылали служить в северный край батюшек-монахов, которые благословили скромную и стеснительную девушку поступать в Духовную Академию на регентское отделение. И она отважилась, хоть и страшно боялась всего нового, поехать поступать на «материк», так называл местный северный люд Москву и Санкт-Петербург. И поступила.
Не зря говорят, что пути Господни неисповедимы. Где Магадан, а где Ивацевичи, но Богу было угодно соединить два любящих сердца во время учебы в духовной академии в Санкт-Петербурге, и отец Кирилл привез эту певчую птичку небесную в Ивацевичи.
Сегодня матушка Наталья – сама многодетная мама. С декретными перерывами она регентует в Ивацевичском храме более 10 лет, но по скромности все еще считает себя начинающим регентом.
Мне и многим прихожанам кажется, что матушка Наталья имеет особую регентскую харизму, она глубоко чувствует сам богослужебный процесс. И для нее важнее, когда люди говорят, не как сегодня вы хорошо пели, а как хорошо было молиться под ваше пение. Ведь регентуя, идет сослужение священнику, а когда все становится единым, молящиеся откликаются и молитва становится соборной.
Истоки церковного хора
Первым регентом ивацевичского строящегося храма была матушка Марина Пилипчук, а первыми певчими церковного хора были те женщины, которые ходили в храм когда-то с родителями. Они переняли от родителей понимание богослужения и имели представление о гласах, Пасхальных напевах, о песнопениях Всенощного бдения, сложных великопостных служб, Литургии. Многие из них приезжали петь на клиросе из окрестных деревень. Сегодня это уже бабушки и дедушки, некоторые из них, к сожалению, почившие. Кроме того, матушка Марина регентовала еще какое-то время в Бытенском храме, и ей был нужен помощник. И тогда отец Григорий Пилипчук, настоятель храма и благочинный Ивацевичского благочиния, направил работника отдела культуры Таисию Полуянчик, которая имела музыкальное образование, в г. Минск в резиденцию митрополита Филарета, где открыли на то время церковно-певческие курсы.
В скором времени в Ивацевичах было организовано два церковных хора: народный – в свободном составе, кто смог, тот пришел или приехал петь на клиросе, и кто знал напевы гласов, т. е. церковных мелодий, и профессиональный – из пяти человек. В него входили преподаватели Ивацевичской музыкальной школы: Олег Летецкий, Ирина Дюрич, а также выпускники регентской школы: матушка Марина Пилипчук, матушка Вера Прищепова (Пилипчук) и Таисия Полуянчик.
Хорошо знал церковные песнопения и имел церковные ноты, которые сложно было найти в то время, отец Иоанн Мозгов, который служил в Ивацевичах. Отец Иоанн 15 лет прослужил псаломщиком и регентом на Столинщине, прежде чем был рукоположен во священника. Он хорошо знал местные традиции церковного пения, и у него было много церковных нот. Это сегодня можно найти в интернете любые ноты к любому произведению, а тогда ноты, да еще и церковных песнопений, были настоящей ценностью, переписывались вручную, их берегли как зеницу ока.
Регентом матушкой Мариной в начале 2000-х создан квартет из женских голосов: Ольга Езерская, Ольга Кацкель, Людмила Омелящик, Людмила Маркова, Людмила Коренько (почившая недавно). Это были совсем молодые девочки, которые ценили белорусские православные традиции.
Хор – это живой организм
Профессиональный хор окреп в 2008–2009 гг., когда бывший директор музыкальной школы (сегодня ДШИ г. Ивацевичи) Тамара Михайловна Любаева пришла со своими преподавателями в большом составе. К тому времени была уже собрана крепкая церковная нотная библиотека. Пели все всенощные бдения. Для них, музыкантов, это было время неоценимого опыта служения Богу.
Благодаря профессиональному хору появилась возможность «собрать» хор из народа. Вот тогда и были открыты православные певческие курсы, на которые принимались все желающие.
На православные певческие курсы пришло очень много людей. В большинстве это были люди из мира, светские, как говорят, мало что знающие о церковной жизни. Они учились понимать церковно-славянскую грамоту, изучали сольфеджио и напевы церковных гласов, учились понимать устав богослужения и прошли программу четырехлетнего обучения. Те, кто хорошо научились петь, были приглашены на клирос, и состав народного хора улучшился. Возглавила его Ирина Рогова, в то время Ирина Васильевна занимала высокую должность в ОАО «Ивацевичдрев».
Ведущим и ответственным певцом народного хора стала работник райисполкома Нина Ивановна Сазончик, у которой было лирическое красивое сопрано. Этот состав народного хора поет до сих пор. В нем участвует около 20 человек. Естественно, кто-то по семейным или иным житейским обстоятельствам уходит из хора, а на их место приходят молодые, учатся и вливаются в коллектив.
В профессиональном хоре, который прихожане с любовью называют праздничный, поет шесть человек, но это уже другое поколение преподавателей Детской школы искусств г. Ивацевичи и
г. Коссово: Олег Зыбайло, Екатерина Жук, Вероника Скребец, Александр Савицкий, Галина Молчан, а также матушка Наталья. У каждого из них своя духовная ступень в понимании богослужения, но для всех это незабываемый опыт.
– Клиросная наука непростая, она содержит очень большой объем нотной и богослужебной информации, и освоить ее непросто, – говорит регент матушка Наталья. – Образование дает возможность понять изнутри, что такое хор, а нужно еще разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы… Мы должны не просто петь красиво, а понимать смысл богослужения, в котором прослеживается вся церковная история. Иначе красивое пение может быть пустым. А нужно, чтобы оно было обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой и богослужебным текстом. Многое зависит от внутреннего состояния человека. Здесь важен духовный момент.
Народное пение – путь воцерковления
В декабре 2016 года состоялся первый съезд регентов в Москве. На нем присутствовал Патриарх всея Руси Кирилл. Он высказал мысль, что народное пение в храме – это путь воцерковления наших людей. И через народное пение люди действительно приближаются к Богу.
– Рекомендуем людям приходить на начальные певческие курсы для осознания духовного начала в самом себе. Это очень помогает, – говорит матушка Наталья. – И сегодня в храме организованы курсы для начинающих. Занятия по духовному пению проходят раз в неделю.
– У каждого, кто поет на клиросе, своя семья, работа, настроение… Как с ними управляться? – не понимаю я.
– Человек здесь чувствует успокаивающую атмосферу. Дух успокаивается. Это долгий процесс, особенно для человека, который начинает с нуля. Придя из мира, многие говорят, что никогда не думали и даже не мечтали петь в церковном хоре. Хохотали поначалу или наоборот лили слёзы, не веря, что запоют, а потом могли даже регента спокойно заменить и петь сами, – говорит матушка. – Заменяли, когда кто-то из бывших регентов болел или когда я была в декретах с детьми, пели, и мы были в них уверены.
– Множество разных моментов надо «отшлифовать», начиная от слуха, голоса… К тому же пение в церкви – только стоя, а службы длятся часами… Утром, вечером, днём, ночью… Всё понимать, руководить, петь и молиться самому, как это вообще возможно?
– Да, поём стоя. В определенные моменты можно и посидеть тем, у кого есть проблемы со здоровьем. У каждого ноты перед глазами. Готовимся, распечатываем, чтобы каждый мог видеть и читать. Но одно дело читать, а другое – наложить на эти слова еще и мелодию. Богослужебные тексты сами по себе читать правильно непросто, но потихоньку втягиваемся, и видно, как люди меняются духовно. В Великом посту красивые песнопения. Переживания совсем другие… Пение создает настрой и помогает молитве. Не сразу это получается. Но приходит время, всё с Божией помощью становится возможным.
– Я слабо разбираюсь, но пение бывает разное по напевам…
– Отец Григорий дает нам свободу в плане подбора репертуара. Но и здесь нужна мера. Если будем петь только знаменным распевом, то для людей он непривычен, они быстро устанут, а валаамский обиход создает настрой, и это помогает молитве. Хотя знаменное пение изначально наше, древнее. Поэтому у нас разный репертуар, есть в нем знаменное пение, есть валаамское. Богослужебное пение – это живой и творческий процесс.
– Участвует ли хор в концертной деятельности?
– В концертной нет. У нас такого опыта нет. В последние годы в Пинске проводится конкурс «Лето Господне», мы участвуем. Это тоже неплохо. Коллектив скрепляет. Но концертное пение и клирос – это разное. Мы можем попеть канты. Это такой вид песнопений, который в церкви не поется, но имеет в себе душевное содержание. Когда люди начинают учиться петь, мы их на спевках используем. Для начинающих они очень полезны.
– Участие в хоре приближает к Богу?
– Мы служим Богу через клирос. Это большая честь – участвовать. Если усердно – пение более высокое, более молитвенное. А как хорошо было бы, если бы в храме все пели не только «Символ веры», а и «Тело Христово» к причастию и другие молитвы. Мы пробовали одно время, вниз спускались, чтобы вместе петь. Тяжело перестроить, но чтобы получалось, надо это все время практиковать. Это сильно, когда поет весь храм. Чувствуется такое единение! Хор – это своего рода усилитель молитвы. А для нас – это наше служение Богу.
В храме без любви никак
Прекрасно, когда наработанные традиции сохраняются, и пение в храме становится все более профессиональным. Матушка Наталья благодарна всем предыдущим регентам за их преданность Церкви и ответственность в деле служения Богу.
– Одного профессионализма на клиросе недостаточно, – подчеркивает матушка Наталья. – Регент должен уметь находить общий язык и любить людей, любить Бога и Церковь, и только потом он профессионал. Нужно всегда стараться трудиться на высоком уровне. Особо хочется отметить наш народный хор, который несет по-настоящему жертвенное служение. Всегда безропотно выручает, и на него можно всегда положиться. Как радостно замечать у некоторых изменение помыслов, постепенное душевное расцветание, глубокую заинтересованность верой. Для меня это всегда будет важно.
Валентина БОБРИК, фото автора.