У учащейся 10 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 1 г. Ивацевичи им. В. Гука» Ники Зелени учебный год начался в Национальном детском технопарке. Легко ли туда попасть и чему там научили? Об этом и не только расспросили десятиклассницу, которая вместо художественной книги зачитывается книгами по биологии и медицине.
Если в целом, то насыщенным выдался 9 класс 2022-2023 учебного года у скромной и застенчивой отличницы Ники Зелени: победила в районном и областном этапах олимпиады по биологии, попробовала свои силы в республиканском этапе, участвовала в открытом диалоге с талантливой молодежью района, вальсировала на Балу одаренной молодежи, слушала пение птиц на областном слете юных экологов, отдохнула летом в профильном лагере по биологии. А учебный год 10-го класса и вовсе начался с исполнения мечты – талантливая девочка провела три недели в Национальном детском технопарке. Участникам первой смены этого учебного года повезло вдвойне: первосентябрьское поздравление они услышали лично от Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Ведь именно по его инициативе в Минске в 2020 году открыли детский технопарк. И теперь, спустя два года существования, в учебных лабораториях технопарка, кроме школьной программы, дети изучают разные направления: от зеленой химии до авиакосмических технологий.
В технопарк попадают трудолюбивые и талантливые – лучшие представители смарт-поколения. Нужно пройти отбор, быть победителем хотя бы областного уровня предметной олимпиады либо предложить исследовательский проект, пройти тест на техническое и аналитическое мышление. В этом году конкурс был более трех человек на место. И не зря, ведь, как показывает практика, ребенок, попавший в технопарк хотя бы раз, мечтает сюда вернуться.
– С чего начиналась мечта: попасть в технопарк? – интересуюсь я у Ники.
– О технопарке впервые узнала от своего учителя биологии Натальи Евгеньевны Саганович. А потом на Балу одаренной молодежи Никита Бенько из Коссово так увлеченно рассказывал о своей учебе в технопарке, что появилась мечта туда попасть. Как оказалось, диплом победителя областного этапа давал возможность пройти тестирование туда. Самостоятельно подала заявку и с огромным нетерпением ждала приглашения на испытания. Направление выбрала «Биотехнологии». Предполагала, что в основном будут вопросы по биологии и физике, а попались больше на логику и общую эрудицию по разным предметам, в том числе и по математике, – рассказала Ника.
Смена стартовала 29 августа и продлилась 24 дня. Расписание дня – насыщенное: учеба до обеда, после – различные активности: занятия по интересам, подготовка к конкурсам, выполнение творческих заданий.
Технопарк – это место возможностей, которое позволяет раскрыть человека во всех аспектах. Например, до технопарка Ника и не подозревала, что полюбит играть в волейбол, там научилась делать отчеты по научной работе, а занималась она промышленными технологиями (в частности, кисломолочными бактериями), стала увереннее в себе, нашла друзей и поставила перед собой новую цель – попасть снова в технопарк, только на отделение нанотехнологий.
Но вернемся к началу пути. Если бы не биология, которая поначалу не поддавалась, вызывала сложности, и не опытный и прозорливый учитель, который не давил авторитетом заслуг на профессиональном поприще, а, заметив трудолюбие и логическое мышление, дал ребенку вместе с его родителям определиться с предметом для подготовки к олимпиадам (Ника выбирала между русским языком и биологией), то нить событий не собралась бы в красивую картинку для ребенка из небольшого райцентра – технопарк с его возможностями. За каждым талантливым учеником стоит талантливый учитель. Ну и конечно, без усердия в случае с Никой не обошлось, которая призналась, что любовь к биологии началась с червей. Именно эта тема погрузила ее вглубь предмета и показала сложную, на первый взгляд, биологию с другой стороны – как увлекательный мир о живой природе.
Слово учителю биологии ГУО «Средняя школа № 1 г. Ивацевичи им. В. Гука» Наталье Евгеньевне Саганович, которая накануне Дня учителя получила Почетную грамоту Министерства образования Республики Беларусь и ученики которой не единожды становились призерами олимпиад на области и республике. Наталье Евгеньевне удаётся разглядеть бриллиантики среди своих учеников – трудолюбивых, целеустремленных и любящих биологию.
– Это только на первый взгляд биология – наука про пестики и тычинки, – с улыбкой начинает наш разговор Наталья Евгеньевна. – И на одной систематике живых организмов далеко не уедешь. Биология опирается на знания во всем цикле естественных наук (физику, химию, географию), математику, плюс нужно уметь грамотно излагать свои мысли. И чем больше видов памяти задействованы при ее изучении, тем лучше результат. Поэтому главный критерий при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это трудолюбие, способность долго и упорно изучать и анализировать материал, в том числе самостоятельно. Не каждый готов много работать, как, например, Ника Зеленя или Никита Райко, который сегодня уже студент медвуза. Ребята-биологи отличаются от других сдержанностью, собранностью и своим кругозором. Роль учителя – направить ребенка, у которого есть желание изучать биологию. А еще я заметила, что моих юных биологов стимулирует здоровая конкуренция. Уже даже на область мы едем командой, где каждый хочет показать свои знания не хуже, а даже лучше других. Но те, кто проходит на республиканский этап, переживает в целом за результат команды, не только за себя. Если честно, никогда не ставила перед собой самоцель – победы на олимпиадах. Когда ты видишь горящие глаза ребенка, его упорство и желание работать на результат, ты стараешься ему помочь в этом, что-то штудируешь вместе с ним. А семена, грамотно посаженные да в благодатную почву, как известно, дают хорошие всходы!
Мария САЗОНОВА, фото автора и из архива Ники Зелени.