Ежедневно все мы выступаем в роли потребителей. Однако, к сожалению, не всегда удается приобрести качественный товар либо получить результат работ, выполненных без недостатков. При этом зачастую мы не задумываемся о том, что от правильности наших действий во многом зависит результат разрешения спора в суде при его возникновении.
Ежегодно суды Брестской области рассматривают споры, вытекающие из законодательства о защите прав потребителей. Потребители просят суд расторгнуть договоры купли-продажи товаров ненадлежащего качества, договоры на выполнение работ в связи с обнаружением существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) либо по причине не устранения недостатков выполненной работы в предусмотренный законом или согласованный сторонами срок. Для обращения в суд с подобными исками потребителям следует знать некоторые особенности.
Так, обязательным является соблюдение предварительного внесудебного порядка разрешения требований потребителя. То есть, прежде чем обратиться в суд с иском о расторжении договора, потребителю в обязательном порядке следует направить в адрес продавца (исполнителя) претензию с требованием о расторжении договора и возврате уплаченных по договору денежных средств. В случае отказа в удовлетворении такой претензии либо неполучении ответа на нее можно направлять иск в суд.
Следует обратить внимание, что с иском о защите прав потребителя истец вправе обратиться в суд либо по месту жительства (нахождения) ответчика, либо по месту своего жительства. При обращении в суд с таким иском истец в силу норм налогового законодательства освобожден от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, в случае отказа в иске с истца в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой он был освобожден при подаче искового заявления.
Иногда при рассмотрении дел указанной категории суды сталкиваются с такой ситуацией, когда стороны при заключении, например, договора на выполнение работ по ремонту транспортного средства, на выполнение строительных работ, в письменном виде такой договор не оформили, а после приемки выполненных работ потребитель обнаружил, что работы выполнены с существенными недостатками. При этом ответчики, не оспаривая факт выполнения работ, выражают несогласие с заявленным истцом объемом работ, их стоимостью.
Следует отметить, что доказательства, свидетельствующие о наличии между потребителем и изготовителем гражданско-правового договора, определяющего права и обязанности сторон, должно предоставить суду лицо, обратившееся с иском в суд. Такими доказательствами в отсутствие письменного договора могут быть акты, чеки, расписки, накладные и другие документы. Отсутствие документов, подтверждающих выполнение работы, не лишает потребителя права при возникновении спора представлять другие доказательства в подтверждение данного факта, например, показания свидетелей.
При отсутствии заключенного между сторонами письменного договора, иных доказательств, подтверждающих доводы истца, суды исходят из того, что предметом заключенного между сторонами договора является выполнение работ в том объеме, который признается обеими сторонами спора.
Таким образом, для защиты своих прав потребитель в обязательном порядке должен требовать заключения письменного договора с указанием всех существенных условий, предоставления документа, подтверждающего факт внесения денежных средств. При наличии к продавцу, исполнителю каких-либо претензий их следует оформлять в письменном виде, четко формулировать свои требования.
Что касается товара надлежащего качества, то потребитель имеет право на обмен (возврат) и такого товара. Так, потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При этом, товар не должен входить в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Такое требование подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В случае обмена либо возврата товара потребитель обязан возвратить товар в потребительской упаковке, если товар был продан в такой упаковке. При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. При невозможности удовлетворить требование потребителя незамедлительно максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней.
Светлана СЛЮСАРЬ, судья Брестского областного суда.