О юном художнике из Телехан, который потерял слух, но отыскал в себе талант видеть прекрасное вокруг и его изображать.

Павел Иванов из Телехан практически полностью лишился слуха в 3,5 года – такие осложнения вызвал менингоэнцефалит, который не получилось вовремя диагностировать. Тем не менее уже 13-летний мальчик учится в общеобразовательной школе, а также в Детской школе искусств и делает большие успехи в рисовании. Возможно, перед нами будущий известный художник. Время покажет, а пока давайте познакомимся поближе с одаренным ребенком, возможности которого ограничены в одном, но в другом – безграничны.

Укус энцефалитного клеща – и Паша полностью оглох на одно ухо и почти – на второе. Однако он не немой и говорит достаточно разборчиво. Немного помогает ему расслышать звуки слуховой аппарат, но в большей степени он читает по губам. Рассказывает, что больше всего любит рисовать пейзажи, природу – «потому что ее Бог создал, и мне интересно, понятно». Мальчик воспитывается в семье верующих людей – Александра и Людмилы Ивановых, и у него семеро братьев и сестер.

Александр работает в заказнике «Выгонощанское». Многие туристы знают его как увлеченного своим делом специалиста и хотят видеть в качестве сопровождающего на экскурсиях, на фотоохоте. Ивановы часто бывают в лесу – ночуют там, наблюдают за животными и птицами, фотографируют их, ищут рога, плавают на лодке – озера рядом. Отсюда и любовь к миру живой природы у детей и желание Паши перенести сюжет со сделанного им либо отцом фотоснимка на холст. Паша дважды рисовал экотропу «Надливская гряда», которая находится в заказнике. Эти и некоторые другие картины нашли своих владельцев и уехали в другие города.

– Вместе едем, вместе что-то смотрим… Во время совместного отдыха складываются дружеские взаимоотношения, так семья укрепляется, – рассказывает Александр. – Стараемся детей воспитывать в любви к природе, в труде, разговариваем с ними, чтобы они понимали, что хорошо, а что плохо, и от плохого старались удаляться. Компьютерные игры, к примеру, несут опасность, от этого надо себя хранить. Другое дело – рисование, музыка, которой тоже Паша занимался один год. У нас есть пианино, на нем играют дочки, и Паша тоже может сыграть несколько песен, несмотря на свою особенность.

Кстати, сам Александр когда-то окончил высшее профессиональное училище изобразительных искусств и народных художественных промыслов в Кобрине. Он тоже рисует, хотя и признается, что не филигранно, – больше мастерит, занимается резьбой по дереву. Но на мир он смотрит как художник и жизнь свою называет творческой. Из того, что мастерят вместе с детьми, – скворечники, гнезда, кормушки.

Паша пошел в школу позже, чем обычные дети, – в 7,5 лет. А к этому времени окончил пятилетнюю начальную школу и один год отучился в средней. Такие дети получают базовое образование в течение 10 лет. В начальной школе успеваемость была неплохая, рассказывает мама Людмила, – 7–8 и даже девятки. Он привык к учителю и хорошо читал по губам, а родители дома помогали усваивать материал. На отдельных занятиях мальчику помогает дефектолог (к слову, о Пашином таланте мы узнали в Центре коррекционно-развивающего обучения г. Ивацевичи, оттуда передали презентацию с работами мальчика). Теперь Павлу сложнее – учителя разные, надо привыкнуть и изучить каждого, чтобы, не слыша, понимать, что же они говорят. Но Паша старается.

В самом начале этого пути Ивановым предложили отдать ребенка в специализированную школу-интернат для глухонемых детей. На семейном совете решили – так будет лучше для ребенка, и отправили мальчика в Пинск, но все-таки забрали назад, заметив, что он перестал общаться – вместо слов мычание или молчание. Сохранить речь любой ценой – это было главной задачей, главным советом от специалистов, сурдологов, а общаться Паше хотелось с родными и близкими, которые впоследствии и занялись его развитием самостоятельно.

– Когда с нами случилась эта беда – глухота сына, первое чувство – отчаяние. Мы так радовались, когда вернулись домой из больницы (лечили нас в Бресте, потом в Минске), ребенок чуть не умер, и вот все позади, но нет. Я была растеряна. Как развивать ребенка, как доносить до него информацию? – рассказывает Людмила, вспоминая события тяжелых для нее дней. – Но постепенно привыкли и мы, и он. Слава Богу, жизнь пошла дальше. Очень помогло то, что Паша до болезни был развитым ребенком, знал алфавит, практически складывал буквы в слоги, знал много стихов. Мы занимались, постоянно общались, учителя старались помочь – и дело пошло. Наша семья за то, чтобы развивать способности, старшие дети учились музыке и немного рисованию. И Паша стал учиться живописи, у него получается. Холсты научились делать сами, краски и все необходимое покупаем.

А вот что рассказали о Паше его учителя.
Наталья Александровна ФЕДКОВИЧ, заведующая художественным отделением ГУО «Детская школа искусств г. п. Телеханы»:
– Старшие Пашины сестры учились в нашей школе музыке и по субботам посещали дополнительные занятия по изобразительному искусству. Паша стал приходить с ними, брал в руки карандаш и пытался что-то срисовывать. Так проявились его художественные способности, их заметили. Позднее родители обратились с просьбой взять неслышащего ребенка на обучение. Естественно, им не отказали. Так Паша стал учеником нашей школы, он учился у нескольких педагогов.

Мы стараемся дать ему максимум знаний, мальчик охотно занимается тем, что ему наиболее интересно. Работа в группе помогает воспринимать информацию – если что-то недопонял, посмотрел, как делают другие. Отмечу, что у Паши безусловный талант и способности, которые желательно развивать и дальше. В нашей школе он учится последний год, дальше возможно обучение в художественном колледже. Это непростой путь для него, но если он сделает увлечение профессией, не прогадает.

Паша хорошо работает на пленэрах, рисует с натуры. Натюрморты, пейзажи, любые реалистичные постановки… Все это у него здорово получается. Возможно, в силу того, что он почти не слышит, ему лучше многих детей удается сосредоточиться на объектах, полностью погрузиться в работу. Многое улавливает быстрее всех, хорошо чувствует цвет, пространство. Мы видим глубину и в нем, и в его картинах. По объективным причинам они не всегда доработаны на 100 %, это больше этюды, но написано талантливо. Любимая тема – природа, рисовал и семейные портреты. Сложнее, если надо пофантазировать, нарисовать то, чего нет в реальном мире. Живопись – понятие широкое, художнику нужно знать и уметь многое. Паша вот уже три года пишет маслом. И я желаю ему постоянного развития, успешного преодоления трудностей и вдохновения.

Ольга Павловна КРЕНЬ, учитель изобразительного искусства, а также ОМХК ГУО «Телеханская средняя школа»:
– Раньше я работала в школе искусств, теперь преподаю в общеобразовательной школе и веду кружок по ИЗО, который посещает Паша. Знаю его с тех пор, как он стал первоклассником школы искусств. Была тогда впечатлена и считаю, что талант у этого ребенка от природы, он с ним родился, он поцелован Богом. С моей точки зрения, таких одаренных единицы. Картины его живые, они дышат. Не все он еще умеет, не все может, но у него уже есть и свой почерк, и своя цветовая палитра. На выставке его работу узнаю среди десятков других.

Да, он любит определенные сюжеты. Видимо, оттого, что часто бывает на природе, хорошо ее чувствует и хорошо передает. Как-то у нас в школе делали выставку работ к Неделе леса, к нам приезжали гости. Пашины работы сразу заинтересовали посетителей. В прошлом году он был победителем районного этапа творческого конкурса «Все дети талантливы» и был отмечен на областном этапе.

Паша пишет маслом, акрилом, дополнительно к основным занятиям проходил обучение этому. Он уже рисует лучше многих из тех, кто на просторах интернета позиционирует себя как художник. Надеюсь, что он продолжит творить. Мы в свою очередь можем предложить посещение кружка по ИЗО до окончания обучения и поддержку, на которую способны. Талантам надо помогать.

Видят ли родители Паши его художником в будущем? Им бы очень хотелось, чтобы он рисовал и дальше, но учеба в художественном колледже пока не входит в их общие с сыном планы. Мальчик интересуется разным. Говорит, что хотел бы укладывать плитку или быть автомехаником, он учится сварочному делу, умеет ремонтировать велосипеды и увлекается ими, интересуется бортничеством – у него есть собственный улей. Еще Паша помогает родителям ухаживать за козами, помогает младшим детям с учебой. Было бы желание, а дело найдется. Лишь бы это было делом по душе. Никто не знает, как сложится жизнь и что в ней будет важным. Нам только кажется, что это мы выбираем себе дороги, а ведь дороги тоже выбирают нас.

– Гордитесь ли вы сыном? – спрашиваю напоследок у Людмилы.

– Не гордимся – гордиться по Библии неправильно. Мы радуемся и благодарим Бога за то, что он его не оставляет.

Про что эта история? Про одаренного ребенка (может, мы еще про него услышим). Про родительскую любовь. Про «людскасць», взаимопомощь и поддержку – это же через нее помогает Бог. Про то, что какие бы перипетии не случались в нашей жизни, всегда есть выход, и, возможно, дальше даже интереснее. Надо при любом раскладе жить жизнь, находить в ней яркие краски и, как художник, смотреть и видеть, как же все-таки прекрасен этот мир.

Ольга ШЕЛЕГОВИЧ, фото Валерия МИСКЕВИЧА и из архива школы искусств.

Поделиться
webvisor:true });