в Беларуси готовятся к большому форуму и обсуждают пути совершенствования экономической и социальной политики

Под работой социальных лифтов подразумевается возможность граждан донести свою проблему до того властного уровня, где она может быть решена. Как в Беларуси действует система обратной связи и насколько быстро и полно государство реагирует на запросы общества? Какие формы диалога между народом и властью существуют в стране сегодня? Есть традиционные личные приемы граждан, когда любой человек, предварительно записавшись, может прийти к чиновнику с вопросом или предложением. Проводятся прямые телефонные линии. В каждом ведомстве постоянно работают и горячие телефоны. В конце концов, можно написать обращение, заявление, предложение или жалобу. Доступны и депутаты разных уровней. Сравнительно новая форма — диалоговые площадки, которые проходят повсеместно. И это далеко не все формы общественной связи.

В  президентском Послании белорусскому народу и Парламенту обозначаются ключевые моменты развития страны на год вперед. Это краткосрочная перспектива. А если делать прогнозы на более длительное время, то для этого как нельзя лучше подходит Всебелорусское народное собрание.

Приближается очередной всенародный форум, шестой по счету. Все предыдущие за исключением первого проходили во Дворце Республики, так как в 1996 году знаменитого здания на Октябрьской площади еще не было, его достраивали. Первое собрание стало самым многочисленным, почти 5000 делегатов. В середине 1990-х в Беларуси была галопирующая инфляция, денег не хватало и главный вопрос: какой путь выберет страна? В итоге решили отдать приоритет экспорту, строительству жилья и развитию сельского хозяйства. Буквально через месяц на республиканском референдуме люди проголосовали, в частности, за изменения в Конституции, выступили против распродажи земли и определили 3 июля как День Независимости Беларуси.

Если первое собрание проходило в формате политических споров, то второе, в мае 2001 года, уже совершенно в другом, созидательном ключе. Его главный тезис «За сильную и процветающую Беларусь» и определил, чего хотят все. К приоритетам, заложенным пять лет назад, добавились инвестиции и инновации. А уже на третьем собрании, в марте 2006-го, всем стало очевидно, что предыдущие форумы, на которых принимались важнейшие решения, прошли не зря. За десять лет, от первого до третьего собрания, ВВП республики увеличился почти в три раза, а зарплаты — в шесть раз, от 50 до 300 долларов в эквиваленте. И главная задача в 2006-м — кардинально повысить качество жизни. Так родился тезис «Государство для народа».

Четвертое собрание и его делегаты в декабре 2010 года приняли резолюцию, в которой содержатся достаточно важные слова: потенциал человека — это потенциал государства, чем богаче человек, тем богаче страна. Уже нет голодных 1990-х, позади непростые нулевые. Теперь в приоритете — укрепление здоровья, повышение качества образования, модернизация с прицелом на высокие технологии, бизнесу — больше возможностей, а также развитие регионов.

А на пятом форуме, в июне 2016 года, ставить задачи было уже очень непросто. К этому времени вся планета переживала финансовый и экономический кризис, что, безусловно, отразилось на цифрах. Но государство не пошло на сворачивание социальных программ. Главной целью стало повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики. Для ее достижения были определены такие приоритеты, как инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь.

подобных глобальных форумов наряду с плюсами есть один минус: расчеты сегодня и результаты через пять лет могут отличаться. И не те, кто ставит задачи, виноваты, и не те, кто старается сделать жизнь лучше, — иногда обстоятельства выше нас. Коронавирус всего за год всю планету перевернул. Но это же не повод, чтобы не встречаться, не обсуждать важнейшие вопросы и не принимать решений.

Главный вопрос: о чем пойдет речь на ближайшем, шестом собрании, что необходимо обсудить обязательно? Рабочая группа республиканского оргкомитета по подготовке шестого Всебелорусского народного собрания приступила к обобщению предложений, поступающих в ходе общественного обсуждения путей дальнейшего развития страны. Сбор и выработка взглядов на будущее продолжаются в рамках региональных диалоговых площадок, общественных приемных, депутатских встреч, прямых линий и приемов граждан в местных органах власти.

ДОСЛОВНО

Андрей Кунцевич, руководитель рабочей группы республиканского оргкомитета по подготовке Всебелорусского народного собрания, заместитель Главы Администрации Президента:

— Формат диалоговых площадок, общественных и депутатских приемных позволяет провести своеобразную инвентаризацию наиболее актуальных проблем, стоящих перед белорусским обществом и государством, почувствовать, что сегодня особенно беспокоит людей, какой они хотят видеть Беларусь будущего. Анализ предложений, поступающих в рабочую группу республиканского оргкомитета по подготовке шестого Всебелорусского народного собрания, свидетельствует о возросшей социальной и гражданской активности граждан.

Вносятся предложения по перераспределению полномочий между ветвями власти, корректировке избирательной системы, дальнейшему развитию общественных институтов, повышению роли местного управления и самоуправления, формированию концептуальных основ и ценностных ориентаций белорусского общества. Свою позицию по дальнейшему развитию нашего государства рабочей группе довели 11 из 15 политических партий, а также ведущие общественные объединения. На сегодня саккумулировано более 10 тысяч предложений. Их сбор продолжается.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ТРИБУНА


Александр Харько, юрист:

— Считаю, что инициатива Президента наделить Всебелорусское народное собрание конституционным статусом — очень своевременный шаг. Речь идет о стратегии развития государства на ближайшие пять лет. Очень хорошо, что у нас есть возможность решать такие вопросы в тесном взаимодействии граждан и высших органов власти. Только так можно определить приоритеты в госстроительстве, которые будут близки и понятны большинству. Всенародный форум — честная форма народовластия, и его законодательные возможности надо использовать по максимуму в интересах всех граждан Беларуси.

Елена Благуш, руководитель отдела кадров:

— Сегодня многие говорят о целесообразности передачи определенной части полномочий Президента Парламенту, Правительству и другим государственным органам. Ставится в пример зарубежный опыт, мол, так везде принято в западных странах. Да, принято, но надо учитывать, что с помощью таких моделей на Западе контролируются и приумножаются олигархические капиталы, а у нас вертикаль власти контролирует независимость страны и благосостояние народа. Бездумный либеральный уклон может привести к потере самого главного достижения нашего развития — социальных гарантий для всех. Поэтому если и делиться полномочиями, то с таким органом, как Всебелорусское народное собрание, которое имеет возможность принимать действительно народные решения.

Дмитрий Германов, военный пенсионер:

— Нам необходимо принимать срочные меры по защите наших завоеваний и достижений. Натовские танки уже у границ, а внутри страны мы иногда наблюдаем нацистские проявления. Причем дело не только в фашистской символике, но и в истеричном непринятии иных мнений. Вспомните, с чего начинался фашизм. Именно с этого. Дошло уже до того, что гитлеровцев представляют как освободителей от коммунистического режима! Хватит все это терпеть, надо на конституционном уровне определить и закрепить понятия территориальной целостности Беларуси, ее национального суверенитета, а за попытки коррекции темы Победы советского народа над фашизмом и вовсе наказывать уголовной статьей.