Мостовых дел мастера. Рассказываем об уникальном для страны предприятии, которое занимается большим и важным делом – спасением мостов

Базирующийся в Яглевичах филиал «Ремонтно-мостовое управление» РУП «Бреставтодор» был создан 1 апреля 2014 года, однако задачи перед предприятием поставили нешуточные – в духе «объять необъятное». Главным образом, новоиспеченное управление должно было заняться содержанием мостов и путепроводов на республиканских дорогах Брестской области. А их, на минуточку, 417! Но главная сложность была в том, что эти мосты, большинству из которых 40-50 лет, никто до этого толком не обслуживал. И РМУ стало экспериментальным предприятием, единственным в стране, на которое были возложены такие задачи.

Ремонтно-мостовое управление объединило под своим крылом мостовые бригады, ранее существовавшие при всех дорожно-эксплуатационных управлениях (ДЭУ) РУП «Бреставтодор». У бригад не получалось работать эффективно из-за отсутствия нужного для этого технического оснащения, оборудования. Теперь оно есть и аккумулировано на базе в Яглевичах, которая осталась после расформирования ДЭУ №2, филиала РУП «Белавтострада». Наличие освободившейся базы стало одной из причин создания экспериментального управления. Но была причина и более веская: плачевное состояние искусственных сооружений (мостов и путепроводов) на наших дорогах.

                                               Самые старые мосты, содержание которых – также вотчина РМУ,  находятся в Беловежской пуще и построены в начале XX века.

                                       На снимке – один из таких раритетных мостов (1902 г.).

 

Как рассказал начальник филиала РМУ РУП «Бреставтодор» Александр МАТВЕЕНЯ, который руководит предприятием около двух лет, раз в полгода комиссия из ряда служб проводит осмотры дорог и искусственных сооружений на них. Согласно последнему заключению комиссии, в Брестской области выявлены критические дефекты на дорогах республиканского значения, и 90% из них– на мостах и путепроводах. Это при том, что есть дефекты и некритические, которые могут стать критическими уже через несколько лет.

– Дороги в хорошем состоянии, мосты в плохом. Почему? Потому что у нас давно есть предприятия, занимающие содержанием дорог – регулярно делаются ямочные ремонты, подсыпаются обочины и т. д. А мосты, которые тоже являются частью дорог, запустили, они разрушаются и даже падают (благо не те, которые мы обслуживаем). И поэтому в последние годы в стране, в том числе в Брестской области, активно проводятся капитальные ремонты мостов, поэтому и создано наше РМУ.

Все мосты и путепроводы на дорогах республиканского значения в нашем районе приведены в порядок, кроме, разве что, нехачевского, но там планируется масштабная реконструкция. Прямо сейчас работники барановичского и ивацевичского участков РМУ ремонтируют деформационные швы на путепроводе через автомобильную дорогу М1 Е30, расположенному на автодороге Р6 «Ивацевичи-Пинск-Столин» (км 1,5). Барановичская бригада занимается деформационными швами давным-давно и знает толк в этом деле, а ивацевичские ребята набираются опыта у коллег, работая с ними в тандеме, рука об руку. А на снимке на упомянутом объекте слева направо дорожные рабочие Вадим Литвинчик, Денис Гайбель, Виктор Николаев и Виталий Лещинский.

О КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯХ

В составе РМУ сегодня – девять участков, рассредоточенных по всей области. Мостовых шесть – в Бресте, Барановичах, Кобрине, Ивацевичах, Пружанах и Пинске. Кроме них, есть два участка по ремонту деформационных швов – в Барановичах и Ивацевичах. Девятый участок – подсобный, создан для изготовления металлоконструкций и расположен в Яглевичах. Всего на предприятии работает 58 человек, 20 из которых – инженерно-технические. Семь мест вакантно, предприятие ищет дорожных рабочих, а также готовится открыть еще один участок – в Лунинце, куда также будут подбирать кадры. Учитывая ситуацию, участки РМУ в перспективе могут появиться и в Столине, и в Ганцевичах, и в Ляховичах. Управление планирует расширяться, а другие области хотят перенять опыт Брестской в плане работы с обслуживанием искусственных сооружений на дорогах. Фактически, предприятие со схожими функциями есть еще в Минской области – СУ №1 РУП «Минскавтодор-центр».

– Работы много, бригады всегда при деле, – продолжает Александр Сергеевич. – Кроме содержания, мы занимаемся текущими ремонтами мостов и путепроводов, и я считаю это более эффективным. Предположим, есть дефект – содержание предполагает его устранение, а текущий ремонт – устранение причин, которые привели к возникновению дефекта. Мы не боимся и участия в капитальных ремонтах. Для того, чтобы самостоятельно капитально отремонтировать крупный объект, у нас не хватит мощностей и навыков. Но отдельные виды работ по капремонту выполняем, и яркий пример – мосты через Гривду в нашем районе. Работники нашего управления занимались устройством на них деформационных швов, устанавливали перильное ограждение собственного производства и барьерное ограждение.

Пять лет назад управление открыло подсобный участок на своей базе, где слесари и сварщики работают над изготовлением металлоконструкций – преимущественно секций перильного ограждения и опор дорожных знаков для филиалов РУП «Бреставтодор». Продукция сертифицирована и может реализовываться в странах, входящих в ЕвраАзЭс. Недавно на участке начали делать лавочки, скоро займутся изготовлением урн. В целом, здесь могут сделать разные металлоконструкции. Предприятие открыто для сотрудничества и предлагает свою продукцию для благоустройства города, придомовых территорий, под заказ ее изготовят как для организаций, так и для частных лиц.

Качественно содержать мосты без специальной техники невозможно, и поэтому руководитель ратовал за ее приобретение. Недавно для управления приобретена мостовая платформа для осмотра мостов, которую установили на новый МАЗ. Покупка обошлась более чем в 175 тыс. руб., но при содержании мостов это незаменимая вещь. Платформа позволяет проводить работы на мостах независимо от их высоты, опуская рабочую площадку вниз под пролетное строение. Её длина – 13 м, а это значит, что с ее помощью можно обслуживать мосты на автодороге М1 Е30 шириной 27 м (возможно с каждой из сторон добраться до середины моста).

Еще одно, более раннее приобретение РМУ – МАЗ с краном-манипулятором, который облегчает все погрузочные работы (сам доставляет материалы на объект, сам разгружает). С его помощью монтируются металлические, железобетонные элементы моста. К этому МАЗу закуплен прицеп-лафет, на котором перевозят погрузчик «Амкодор 211» с боковым поворотом, и к нему прилагаются три единицы навесного оборудования – вилы, ковш и редкое для предприятий района оборудование – гидромолот. В планах приобрести ямобур, навесную щетку на «Амкодор 211», а также пескостуйную и торкретирующую установки. Спецтехника предоставляется в аренду.

КУРС НА МЕХАНИЗАЦИЮ И УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

– Недавно я посетил выставку строительной техники и технологий Bauma CTT RUSSIA 2021 в Москве и присмотрел немало интересных образцов техники. Есть идеи, мысли по поводу новых приобретений. Нам еще многое нужно, – рассказывает начальник управления. – Однако, прогресс на лицо. Еще недавно разбивали покрытие с помощью отбойных молотков, теперь есть гидромолот. Вручную разгружали цемент, принимали бетон, сейчас для этого используется кран-манипулятор, бетононасос. Я считаю, важно максимально механизировать процесс, так улучшаются условия непростого труда.

Мы работаем устойчиво, уверенно, обеспечиваем рост зарплаты, хотя и не имеем большой прибыли. За последние годы пришли от существенных убытков к рентабельности в 6,34%.  Зарплата за год выросла на 17,4% и за сентябрь составила 1150 руб. Всем, кто отработал больше года, – предоставляется медицинская страховка за счет фирмы. У нас полнейший социальный пакет, а суммарно выплаты по коллективному договору для каждого работника могут составлять около 1000 руб. в год. Однако, есть работники, зарплата у которых не велика. Заинтересовываем кадры человеческим отношением, улучшением условий труда. Стараюсь людей выслушать, лишний раз остановиться на дороге, чтобы пообщаться, узнать о проблемах, иду навстречу сотрудникам. Я доволен нашим коллективом и поздравляю коллег с наступающим профессиональным праздником. В первую очередь, желаю вам здоровья. И пусть прокладываются мосты между вами и вашими мечтами.

Ольга ШЕЛЕГОВИЧ, фото автора