Рассказываем, как коммунальщики справляются со шквалом заявок на доставку дров и торфобрикета

Не зря говорят люди – сани надо готовить летом. На дворе ноябрь, и хозяева, у которых достаточно дров на зиму, спокойно ждут морозов. А вот у тех, кто рассчитывал решить вопрос с дровами ближе к осени, возникли внезапные трудности. Звено по обеспечению твердыми видами топлива ГУПП «Ивацевичское ЖКХ», работая с перегрузкой от звонка до звонка, не может оперативно реагировать на заявки, число которых во второй половине текущего года возросло в разы.

Прошлогоднее приобретение предприятия – дровокол «Japa 365» новой модификации c механизмом для подъема бревен. Их распиливает встроенная бензопила, а специальный механизм делит чурку на поленья. Они в свою очередь загружаются на МАЗ с помощью погрузчика и отвозятся заказчику.

Образовалась солидная очередь из жителей района, желающих получить свою норму дров и торфобрикета, и один из наших читателей сообщил об этом в редакцию. С чего вдруг такой ажиотаж, и как будет выходить из этой ситуации структурное подразделение предприятия?
Работу звена, среди прочего, курирует заместитель генерального директора ГУПП «Ивацевичское ЖКХ» Андрей КОЗЛОВ, который и сам обращался в редакцию с просьбой объяснить ситуацию населению. Поговорили с ним и о работе звена, и о причинах возросшего спроса на дрова, и о путях решения проблемы.
Граждане, в чьих домах есть печки, имеют право на получение 4,9 м куб. дров либо 3 т торфобрикета по фиксированной розничной цене – таковы нормы отпуска на одно домовладение. Списки таких граждан формируют и предоставляют коммунальщикам сельсоветы. Человеку достаточно позвонить по номеру телефона 9-17-45 и подать заявку, чтобы гарантированно получить твердое топливо. Но есть одно но – придется подождать несколько недель, а то и больше месяца. Меньше ждут инвалиды – им дрова и торфобрикет доставят в первую очередь и со скидкой в 50%.
Дрова можно приобретать и у частников, но раньше и у них, и «в гортопе» цены были примерно одинаковые, а вот осуществить доставку предприниматели могли и быстрее – людей это подкупало. Но древесина подорожала, и частники значительно подняли цены. Теперь гораздо выгоднее покупать дрова в ЖКХ, и очень многие пытаются сделать это. Кто-то из частников и вовсе ушел с рынка. Одной из причин могло стать то, что теперь техника, которая занимается вывозкой леса, по Указу Президента РБ №50 «О совершенствовании деятельности по учету древесины» от 18 февраля 2021 года должна быть дооснащена устройствами для определения местоположения и зарегистрирована в Единой государственной аналитической информационной системе (ЕГАИС). Три единицы техники ГУПП «Ивацевичское ЖКХ» – два лесовоза и трактор – прошли такую регистрацию до 1 сентября, но не факт, что этот вопрос решили все предприниматели, торговавшие древесиной. Теперь на своем тракторе из леса не вывезешь бревна, выписанные по самозаготовке.
Есть и другие поводы для роста спроса на услуги звена ЖКХ: последняя зима была холодной по сравнению с предыдущими, дров использовали больше, чем планировалось. К тому же все больше людей хотят получить готовые колотые дрова и не иметь проблем, не махать топором самостоятельно. Так что у ажиотажа вокруг дров от ЖКХ есть причины.
Выгодная покупка
– ЖКХ теперь выступает как посредник между производителем и покупателем, но приобретать твердое топливо у нас выгоднее, чем напрямую или через других посредников, предпринимателей. Куб нерезанных, неколотых дров мы продаем по 8 руб. 82 коп., хотя покупаем дрова у лесхоза по большей цене. Разница между полной стоимостью дров и ценой, по которой они реализуется населению, субсидируется из районного бюджета, – объясняет Андрей Николаевич. – В полном объеме население оплачивает услуги па раскряжевке, распиловке, колке, погрузке и доставке. Мы заложили в расценки минимальную рентабельность.
Давайте посчитаем. Человек имеет право на выписку 4,9 м куб. дров. Если он сам заберет с нашей базы нераспиленные бревна, то заплатит за свою норму 43 руб. 20 коп. За распиловку бревен на чурки бензопилой надо доплатить 63 руб., за погрузку 9 руб. (итого машина чурок обойдется в 115 руб. 92 коп. без учета доставки). Если дрова распилят и поколют на дровоколе, доплата составит 90 руб. 30 коп. Плюс погрузка (9 руб.). Таким образом, партия колотых дров будет стоить 142 руб. 53 коп. без доставки, а 1 м куб. таких дров – около 29 руб. Оплата – после доставки. Водитель приезжает с кассовым аппаратом, можно оплатить покупку наличными или картой и получить чек.
Если посмотреть в интернете, почем продают дрова другие организации разной формы собственности, то цены на колотые дрова без доставки варьируются от 60 до 100 руб. за 1 м куб. Что называется, почувствуйте разницу. ГУПП «Ивацевичское ЖКХ» платит ТПУ «Березовское» по 88 руб. за каждую тонну приобретенного торфобрикета, а продает его для населения по 27 руб. за тонну. Разница также субсидируется из бюджета.
В ожидании напряженной зимы
В прошлом году звено по обеспечению твердыми видами топлива ГУПП «Ивацевичское ЖКХ» выполнило 230 заявок по дровам от населения района (это все поступившие заявки), а по состоянию на 1 ноября текущего года – уже выполнено 320 заявок, а впереди еще два месяца работы и море заказов! Доставки дров и торфобрикета ожидают сот-
ни человек, закрыть в этом году все заявки при полнейшей загрузке бригад не получится, и уже ведется запись на следующий год. Работники в ожидании напряженной зимы.
– Ситуация сложная. Мы работаем с колес, даже запас создать не можем. Что нарубили, все сразу вывозим, – говорит собеседник. – Раньше работала одна бригада из двух человек, теперь две, но и этого мало. И ведь опыт предыдущих лет не предвещал такого положения. Еще два года назад в Ивацевичах обеспечением населения твердыми видами топлива занималось целое предприятие – райтопсбыт, но оно было не рентабельно, произошла оптимизация, и от предприятия осталось звено на участке «Автомехтранспорта» нашего ЖКХ. Это произошло в октябре 2019 года, тогда за 9 месяцев райтопсбыт выполнил 241 заявку, и еще 29 в том году закрыло уже наше звено. Как видите, такого спроса не было.
Заместитель гендиректора добавил:
– Хочу обратиться к людям, которые ждут доставки топлива, волнуются, обращаются и ко мне, и в газету: пожалуйста, войдите в наше положение, потерпите. Понимаем вас, но мы не всесильные и не можем одновременно дать всем дрова. Пусть нынешняя ситуация и вас, и нас научит прогнозированию: вы в будущем начнете заниматься покупкой дров уже весной, а мы не будем останавливать работу ни на день и сформируем значительный запас топлива с учетом нынешнего спроса, возможно, будем расширяться. Сложа руки здесь никогда не сидели. К слову, в прошлом году приобрели новый МАЗ для доставки твердого топлива стоимостью 84,9 тыс. руб. Купили за 57,8 тыс. руб. новый дровокол «Japa 365» c механизмом для подъема бревен, улучшив тем самым условия труда людей. Они выполняют тяжелую работу, не всякий на это согласится, а они стараются. Поднимают тяжелые бревна на старый дровокол, который мы тоже используем, трудятся на улице, в неотапливаемом помещении – и в жару, и на холоде, чтобы в ваших домах было тепло.
Проблемные вопросы
И с лесхозом, и с ТПУ «Березовское» у ЖКХ заключены договоры на определенный объем древесины и торфобрикета, который планируется реализовать по фиксированным ценам. То есть, определен некий лимит, даже лимит отпуска в месяц, в неделю. Но если коммунальники и могут вывести с «Березовского» больше торфобрикета, то не факт, что такой объем будет отпущен на предприятии. В этом году уже выполнили 444 заявки по торфобрикету для населения (в прошлом году за 10 месяцев – 320 заявок), но многие люди по-прежнему ждут доставки.Предполагалось, что за год ЖКХ возьмет в лесничествах 2000 кубов древесины для обеспечения твердыми видами топлива населения и юрлиц, которые также приобретают дрова и торфобрикет у ЖКХ уже за полную стоимость (почта, «Евроопт», «БелТИЗ», «Ивацевичское ХПП» и другие), а взяли столько за 9 месяцев. И есть вопросы к лесхозу по древесине: хотелось бы, чтобы она была качественнее, говорит Андрей Козлов, чтобы не было претензий от покупателей.
Также коммунальщикам хотелось бы, чтобы и сельсоветы оперативно предоставляли те самые списки, чтобы информация в них своевременно обновлялась, подытожил собеседник.
Для такого объема работ, который кладется сегодня па плечи всего лишь звена участка «Автомехтранспорта», штат у него весьма скромный. Механик участка Сергей Абрамчук координирует доставку сырья, следит за передвижением техники, обеспечивает работников всем необходимым – от цепей до масла (это кроме своих основных обязанностей механика). Учетчик Татьяна Козловская отвечает на звонки, принимает заявки, выписывает дрова и торфобрикет, отпускает машины, ведет кассу. Трудятся в прямом смысле не покладая рук машинисты рубильной машины Александр Ковальчук и Юрий Криштопчик – в паре с раскряжевщиками Денисом Бусяцким и Анатолием Могилатовым.
Твердое топливо развозят по району два МАЗа, и еще один привлекается для доставки большой партии дров или торфобрикета. Люди могут скооперироваться, и МАЗ-десятитонник привезет в деревню торфобрикет сразу для трех домовладений. И за доставку платить придется меньше – сумму разделят на троих. По-человечески придумано и сделано? По-человечески. Во все времена было важным в разумных пределах входить в положение друг друга, и это как раз тот случай, когда взаимопонимание должно помочь разрулить сложившуюся проблему.
Ольга ШЕЛЕГОВИЧ, фото автора.