Рождество детства моего

В д. Гортоль и в деревнях на всей Телеханщине в послевоенное время и в середине XX века Рождество особенно почиталось. К празднику готовились заранее и тщательно.

К этому времени в каждом дворе были уже откормлены и ждали своего часа свиньи, из которых готовили вяленые колбасы и другие деликатесы к Рождеству. На русской печи, а она была в каждом доме, делали несколько полочек и жердочек, на которые вешали колбасы для вяления. Это устройство называлось балясками.
Поскольку с 28 ноября начинался пост, или Пилиповка, мяса и других продуктов животного происхождения в пищу не употребляли. До Рождества довольствовались рыбой, подсолнечным или льняным маслом, грибами, овощными соленьями, квашеной капусткой и льносемем. После такой скоромной пищи приготовленные на Рождество снадобья казались вкусным деликатесом.
На рождественские праздники отмечали три Коляды: 6-го, 13-го и 18-го января. Первая Коляда перед Рождеством была постной. На ужин готовили кутью и грибной квас. перед тем, как поставить еду, стол застилали сеном (желательно длинным). Накрывали скатертью, а поверх ставили приготовленную еду. Каждый член семьи занимал свое место за столом и после молитвы «Отче наш» приступали к ужину. Первым брал ложку хозяин дома, затем приступали к ужину все члены семьи. Ели все с одной миски. После ужина взрослые говорили детям, что в сарае уже «сивая коляда» ест сено. Зимы в те времена были морозные, снега было много. Всё казалось серым на улице. Даже заборы трещали от мороза. Дети бежали к сараю и слушали под дверью, как хрустит сеном коляда. В сарай заходить запрещалось, чтобы не испугать «сивую коляду». Сено ели, конечно, коровы или лошадь, и их хруст слушали дети зачарованно, искренне веря, что пришла волшебная «сивая коляда». Каждый потом делился своими впечатлениями, веря в сказочный мир.
7 января – Рождество. Великий праздник. С наступлением сумерек собиралось 8-10 человек молодежи, пожилых людей и группой отправлялись в колядники. К этому времени группа делала свою шестиконечную звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду. Звезда обклеивалась разноцветной бумагой, но в то время цветной бумаги было не купить, и красили белую бумагу в разные цвета, а чтобы звезда просвечивалась, бумагу пропитывали жиром. Внутри звезды делалась подставочка, на которую крепилась восковая свеча. Подставка закреплялась неподвижно, а звезда поворачивалась вокруг оси с помощью специальной рукоятки то вправо, то влево. Бумага разноцветная в наконечниках звезды переливалась от света свечи разными узорами, и создавалось такое трогательно-чудодейственное впечатление, которое очаровывало детей и взрослых, а особенно, если смотрели на нее из вечернего окна. Колядники подходили к дому, стучали в окно и пели на местном диалекте: «Добры вечер, пане господари, чи велите песни петь, свой двор возвеличать, нам коляды дать? В корысти, в радости, в добром здоровьи. Дядьку, чи спевать?!» Хозяин давал свое согласие. Все домашние стояли и внимательно слушали. Колядники тогда пели песни, прославляющие рождение
Иисуса Христа:
«Я умом ходила в город Вифлеем
И была в вертепе, и видала в нем,
Как Христос-Спаситель,
Царь, Творец и Бог,
Родился от Девы и лежал у ног.
Бог-малютка крепко
плакал и рыдал,
Горькими слезами ясли обливал.
А потом я Деве задала вопрос:
Отчего так плачет
маленький Христос?
Дева мне сказала, плачет он о том,
Что Адам и Ева
взяты в плен грехом…»
Или пели:
«Весёла свету новина,
Бо Дева сына родила.
С небес ангельские гласы
Славят Бога во все часы.
Свят, свят Господу взывая,
Троицу Святую величая…»
Были и другие песни, прославляющие рождение Иисуса Христа. По окончании святой песни пели: «Просим пирога и накладку». Хозяин шел за пирогом, а колядники пели: «Влезь на баляски, возьми колбаски, да й неси, да й неси и колядникам отдаси». Хозяин выносил пирог, поверх которого лежало кольцо колбасы. Получив пирог, колядники клали его в мешок и пели: «Яки эты пирожок, щоб на той год этаки колосок. Колос колосисты, ядро ядронисты, стебло стеблонисты. Ваши детки малы, щоб на той год жито жали и нам побольш давали…»
До 13 января все дни считались святыми и никакой работы не делали. Даже если кто в такие дни пришил
пуговицу или что-то залатал, за-
штопал, то должен был расшить. 13 января праздновалась щедрая коляда, т. е. богатая. В этот день впервые обучали молодых лошадей или волов. Вывозили навоз, обкладывали навозом молодые деревья в саду, обвязывали их соломой, спасая от зайцев. Вечером застилали стол тем же сеном, поверх скатертью и ужинали. Ужин был богатый. За ужином поздравляли друг друга, желали богатства, здоровья и добра. Считалось, кто как проводил этот день, такой и год будет весь. Поэтому каждый старался сделать что-то хорошее, благодарное. И, конечно, ходили в Щёдрики. Но пели уже разные шуточные песни. Наряжались кто как мог. Кто в козла, кто в зайца, или лошадь.
Следующая неделя до 18 января считалась рабочей только днем, вечера были святые. Вечером застилали стол тем же сеном, скатертью. Ужинали. На ужине присутствовали разные снадобья, и обязательно варилась кутья. Эта коляда считалась отписной. Во время ужина хозяин брал миску с кутьей и выходил на улицу. И на каждом окне ставил крестики карандашом. Когда он был под окном напротив стола, у него спрашивали: «Где лён буде?», хозяин отвечал: «На горе, на долине, на усяком месте». Каждый в это время вытягивал из-под скатерти одну сенинку, и считалось, какой длины эта сенинка, такой длины уродит лён. Обойдя вокруг, хозяин заходил в дом, бросал горсть кутьи за комин на печку. Все с детьми ловили зерно кутьи. Считалось, кто поймает это зерно, весь год будет счастлив, его будут обходить все беды.
19 января – Крещение. Последний день празднования Рождества. Утром все шли в Телеханскую церковь на Богослужение. К обеду оно заканчивалось, и все крестным ходом шли к бывшему причалу Огинского канала, где освящали воду. Вода в канале была чистая, как родниковая, и пригодная для употребления. На льду заранее вырезали православный крест, и из него после освящения прихожане брали освященную воду в свои емкости. На этом празднование Рождества Христова заканчивалось.
Сергей КОНОНОВИЧ,
д. Гортоль.

Фото иллюстрационное