Close
Актуально Новости Общество

Бусяжские батюшки

Бусяжские батюшки
  • Опубликовано:3 ноября, 2025

Продолжение. Начало в № 18 от 7.03.2025 г., № 25 от 2.04.2025 г., № 30 от 19.04. 2025 г.

Хочется попросить прощения у читателей «ІВ» за столь длинный перерыв в ведении проекта «Гісторыя раёна ў асобах святароў». На то были объективные причины. Но работа продолжается, и хочется поблагодарить неравнодушных читателей районки, которые вкрапляют своими воспоминаниями просто бесценные «бисеринки» в портреты священников, служивших на территории нашего района. Низкий поклон Тамаре Казимирчик за ее воспоминания. Сегодня мы продолжим повествование о бусяжских батюшках.

Священник Александр Андреевич Честной

С 28 октября 1867 г. в описании церквей Слонимского уезда («Гродненский православно-церковный календарь или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце 19 века», 1899 г., с. 443) священником церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы с. Бусяж указан о. Александр Андреевич Честной.

Из описания Коссовского благочиния за 1896 г., стр.169. Отчет Коссовского благочинного Иллариона Иоанновича Кадлубовского: «В приход Бусяжской церкви входят: село Бусяж, деревни Галик, Галынка, Гладыши, Доргужи, Жемойдяки, Лозовцы, Рацкевичи, Соковцы, Уречье Слонимского уезда. Церковь названа во имя Успения Пресвятой Богородицы, каменная, с числом прихожан 1836 мужского пола и 1812 – женского, одна церковно-приходская школа с 30-ю учащимися, 4 школы грамоты с 88-ю учащимся, 113-ю десятинами земли, жалованием прихода – 509 руб., помещения притча казённые, 517 руб. – братских доходов. Священник – Александр Андреевич Честной, студент духовной семинарии, священствует с 1867 г., награжден камилавкой. Псаломщик – Константин Емельянович Касперский, с 1879 г. С 29 марта 1886 г. утверждён в должности церковного старосты Бусяжского прихода крестьянин с. Бусяжа Осип Иванов Жиромский на 2-е трёхлетие».

О житии отца Александра Андреевича Честного известно нам обидно мало. В Церковных ведомостях, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде за 1888 г., читаем, что в Совет Виленского Свято-Духовского Братства шли пожертвования, собранные по подписным братским листам и под № 79 – от священника Бусяжской церкви Александра Честного поступило 2 руб. После передачи церковно-приходских школ в компетенцию Православной Церкви часто обязанности учителей выполняли православные священники, преподавали Закон Божий или надзирали за процессом обучения в этих училищах. В 1914 г. отец Александр Честной контролировал преподавание Закона Божьего в Бусяжском 2-классном училище, учителями работали С. Грецкий и З. Щеголева.

28 декабря 1899 г. вышел Высочайший Указ императора Николая II о выделении Гродненской губернии из состава Литовской Епархии и об образовании Гродненской самостоятельной Епархии с руководством в г. Гродно. Первым епископом Гродненской епархии 11 декабря 1900 г. был назначен владыка Иоаким Лявицкий, который до этого с 1897 г. был епископом Брестским, викарием Литовской епархии. Владыка много ездил по приходам, строил новые храмы и открывал приходы, посещал церкви, любил встречаться с верующими. 9 мая 1902 г. владыка Иоаким посетил Бусяжскую церковь. Путь его в этот день был следующий: из Буллы, через Гривду в Бусяж, Мизгиры и через Ярутичи, где находится приписная церковь, в Мижевичи. Принимал Владыку Иоакима настоятель Бусяжского храма Александр Честной.

В Гродненских епархиальных ведомостях за 1901-1915 гг. (с. 497) указано, что 3 февраля 1905 г. о. Александр Честной, священник Бусяжской церкви Слонимского уезда, награжден государем императором орденом 3-й степени св. Анны. Прослужил отец Александр в Бусяжском храме 40 лет, до 1915 г.

Пострадавший за веру Христову отец Николай Касперский

При настоятеле Бусяжского храма о. Александре Честном псаломщиком с 1879 г. служил Константин Емельянович Касперский.

В разделе Коссовское благочиние Слонимского уезда за 1896 г. сказано, что псаломщик Константин Емельянович Касперский обучался в Жировицком духовном училище, награжден стихарью.
А далее приведем любопытную информацию. На Бусяжском кладбище находится захоронение супруги псаломщика Софии Осиповны Касперской (1 июля 1861 г. – 31 декабря 1902 г.). И есть захоронение их дочери Любови Касперской (21.08.1882 г. – 21.06.1892 г.).

Их сын Николай Константинович Касперский, 1888 г. р., по стопам отца закончил духовное училище и стал священником. Сведений, где он служил батюшкой, обнаружить не удалось. Вероятно, в Первую мировую войну, как и многие его земляки, он стал беженцем и оказался в Омской области. Многие бусяжцы вернулись домой в 20-е годы ХХ века, а к кому было возвращаться отцу Николаю? Мать и сестра почили, а что стало с отцом – неизвестно…

Служители Церкви в те времена фактически были поставлены вне закона. Велось планомерное уничтожение всего того, что напоминало людям о Боге, об их Высшем земном призвании. Верующие люди и, прежде всего, священнослужители были поставлены перед выбором: остаться верными Христу, а значит, испытать на себе всю тяжесть гонений со стороны власти или отречься от истинной веры.

Первая волна репрессий (1918-1920 гг.) унесла 9 000 жизней исповедников. Казалось бы, сколько уже написано и сказано о тех годах, однако в реальности не тронуты целые пласты той трагедии. Новая волна арестов началась в середине 1937 года, когда за подписью Ежова в управления НКВД по всей стране были отправлены разнарядки.

В Омской области предписывалось расстрелять тысячу человек и две с половиной тысячи отправить за решетку. Работа по выявлению множества врагов советской власти шла настолько «успешно», что вскоре начальник Омского управления НКВД рапортовал в Москву о готовности значительно перевыполнить план – довести число арестованных до 8 000 человек.

В тех далёких от родины краях и сына псаломщика Бусяжского храма Николая Касперского постигла суровая мученическая участь. Он, в числе многих попавших под репрессии, был арестован 27 октября 1937 г. В деле значится, что священник Николай Константинович Касперский родился в с. Бусяж Гродненской губернии.

Всего через 19 дней после ареста судьба священника была решена тройкой при УНКВД по Омской области и 15 ноября 1937 г. он обвинен по ст. 58-10 УК РСФСР. Через четыре дня – 19 ноября 1937 г. – батюшка расстрелян в Омске.

Всего в 1937-1938 гг. в Омской области было расстреляно около 16 000 человек. Всех их можно назвать новомучениками. Среди них значится и наш земляк, сын псаломщика Бусяжской церкви, священник Николай Константинович Касперский. Реабилитирован Николай Касперский 08.05.1989 г. прокуратурой Омской области на основании Указа ПВС СССР. Источник: «Книга памяти Омской области».

Многих новомучеников уже канонизировала (признала святыми) Русская Православная Церковь. С 5 февраля 2017 г. отмечается Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этот день ежегодно совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Чтобы узнать больше о житии нашего земляка священника Николая Константиновича Касперского, пострадавшего за веру Христову, бусяжцы, а именно Нина Фёдоровна Сиридина, в свое время написала письмо на адрес последнего места жительства о. Николая: Омская обл., Кагановический р-н, с. Надеждинское, но ответа не получила. Возможно, нашим современникам повезет больше, если они продолжат поиск.

Десятки, а может быть, сотни пострадавших за веру Христову на нашей земле ещё ждут своего прославления в лике святых, но без всякого сомнения, пострадавшие священники молятся пред престолом Божиим о нас, живущих на земле.

Люди, сохранившие в сердцах огонь веры в страшные для Церкви годы ХХ века, по сути дела, даровали нам будущее. Благодаря им мы обладаем неистощимым источником сил – Православием. Здесь ключ к пониманию нашего прошлого и настоящего. Самое важное – не отойти от этого источника, не лишиться его.

Протоиерей Михаил Шах

С 10.04.1924 г. по 30.08.1930 г. – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы д. Бусяж – протоиерей Михаил Шах.

Михаил Данилович Шах родился 4 мая 1887 г. в д. Горная Рута Кореличского р-на. В 1905 г. окончил Новогрудское городское училище, а в 1906 г. – Педагогические курсы при нём. С 1907 по 1916 гг. был учителем Городятичской церковно-приходской школы Мозырского уезда, Переволокского земского училища и Вербовичского народного училища Речицкого уезда.

С 1916 по 1920 гг. – находился на военной службе. В 1923 г. окончил Богословские классы Виленской Литовской Духовной семинарии и 3 декабря 1923 г. рукоположен в сан диакона епископом Гродненским и Новогрудским Алексием, а 6 декабря – в священника тем же епископом и определён на должность настоятеля Гловсевичской церкви Слонимского р-на.

10 апреля 1924 г. по прошению перемещён настоятелем Успенской церкви д. Бусяж. 30 августа 1930 г. по прошению перемещён настоятелем Булленской церкви Слонимского уезда (ныне Ивацевичского района), где и служил в годы Великой Отечественной войны и после нее до 1951 года.

Награды отца Михаила Шаха: в 1925 г.

– награжден набедренником, в 1930 г. – скуфьей, в 1935 г. – камилавкой, в 1941 г.

– наперсным крестом, в 1949 г. – протоиерей, в 1954 г. – награждён палицей.

30 июля 1951 года Указом за № 1113 владыкой Питиримом (в 1955 г. он возведен в сан митрополита) протоиерей Михаил Шах назначен благочинным церквей Коссовского благочиния.
В церковном архиве сохранились два циркулярных документа, составленные благочинным Коссовским Михаилом Шахом, из которых узнаём о требованиях к учёту денежных средств и предметов церковной продажи в целях установления правильного и однообразного учёта в храмах в 30-е годы XX века.

О супруге и детях сохранились следующие сведения. Жена – матушка Мария Иосифовна, 1895 г. р., читает, пишет. Дети: дочь Раиса, 1926 г. р., учительница д. Булла; дочь Людмила, 1924 г. р., читает; сын Евгений, 1928 г.р., земле-дорожно-техническая школа, г. Брест; сын Фёдор, 1930 г. р., нет сведений; сын Иосиф, 1936 г. р., начальное образование.

В Бресте проживала до недавнего времени дочь отца Михаила – Людмила Валюкевич, хранившая проповеди отца Михаила Шаха, который служил в храмах нашего района более 30 лет. Молитвы о нем пусть возносятся в Бусяжском, Булленском и Коссовском храмах.

Подготовила Валентина БОБРИК.

Продолжение следует.