Более девяти лет занимаются художественной ковкой Сергей Пешко и его сын Артём из г. Ивацевичи

Кузнечное дело, на первый взгляд, кажется ремеслом устаревшим, ведь на смену ручному труду давно пришли технологии. Тем не менее, профессия кузнеца до сих пор пользуется особым уважением, а изделия ручной работы являются своего рода эксклюзивом и вызывают всеобщее восхищение. Освоить нелегкий труд кузнеца могут только целеустремленные, физически крепкие и сильные духом люди, которые могут подружиться с металлом. Это удается Сергею Пешко и его сыну Артёму, которые на протяжении уже девяти лет занимаются кузнечным ремеслом.

Сергей Иосифович – уроженец Столинского района, в конце 80-х годов после окончания сельскохозяйственного техникума приехал работать в любищицкий колхоз зоотехником, обзавелся семьей и задержался на Ивацевиччине на всю жизнь. Непростые 90-ые годы вынудили его отправиться за длинным рублем в Россию, там, работая с мастеровитыми людьми, он обучился многому в строительном деле, став мастером на все руки, выполняющим любую работу – от фундамента до крыши. Со временем построил дом в г. Ивацевичи, а позже и дом для семьи сына.
На достойном отцовском примере рос Артём. Как и заведено с давних времен, отец с малого приучал сына к делу и постепенно передавал ему накопленный опыт. После окончания средней школы № 4 г. Ивацевичи Артём получил профессию проектировщика радиоэлектронной аппаратуры в Брестском политехническом колледже, но по профессии так и не работал. Еще подростком он пособничал отцу по стройке, а уже в 16 лет имел трудовую книжку.

– Выполнив минимум задач, которые должен осуществить каждый мужчина: построить дом, посадить дерево и вырастить сына – я начал искать дело по душе и нашел. Кузнецами мы с Артёмом становились одновременно, вместе вникали в это тонкое дело, вместе организовывали и рабочее место, – рассказывает Сергей Иосифович.

В рабочем и творческом тандеме отца и сына все сошлось, как пазлы. В выбранном ими деле необходимы навыки и опыт – это, в первую очередь, отцовский пример и наука, но и без фантазии и образного мышления в работе с металлом никуда, здесь на помощь приходит креативный подход Артёма. Художественные способности у Артёма проявлялись с детства, он увлекался рисунком, причем, этому нигде не учился. Такой дар, он считает, передался ему от дяди – папиного брата, который пишет картины и лепит из глины. И этот навык теперь здорово помогает в работе, особенно в ковке скульптуры.

Собственную кузню отец и сын организовали в здании бывшей бани в д. Гичицы, которое выкупили. К слову, кузнецам Пешко теперь принадлежит и пустовавший магазин райпо, его также удалось приобрести, там ремесленники организовали склад готовых изделий, которые хранятся до того момента, пока их не заберут заказчики.

Сегодня для них кузня – это не просто рабочее место, это своеобразный мир, в который они погружаются с головой. Здесь постоянно кипит работа. К слову, из приобретенного оборудования в кузне только кузнечный молот, который заменяет работу 30 молотобойцев. А вот все прочие инструменты мастера Пешко выковали собственными руками.

Кузница Сергея и Артёма Пешко называется мастерской ручного труда, здесь большая часть работ выполняется только вручную, и лишь в определенных случаях на помощь приходит молот, который ускоряет процесс и спасает суставы в моменты напряженного труда. Вместе с тем, здесь царит настоящее производство, где нужно строго следить за безопасностью.

– Железо и огонь наказывают больно, если не соблюдать законы физики, – не отрываясь от работы, делится Артём. – Работа с огнем – это выход из зоны комфорта. Это стихия, которая имеет сакральное значение. Он может принести беду при неосторожном обращении с ним, но это и великое благо, это тепло. Наша задача – направлять стихию в мирное русло, подружиться с ней, но ни в коем случае не подчинить себе, не покорить. С огнем нужно дружить…

В руках кузнеца заготовка – кусок железного прута, который он опускает в горячие угли и ждет нагрева. От температуры железо меняет цвет. Цветов много: красный, оранжевый, желтый… То есть температуру буквально можно понять на глаз. В нужный момент – желтый цвет, это значит, температура металла около тысячи градусов, и заготовка отправляется на наковальню, где под ударами молотка, словно пластилин, принимает нужную форму.

Содержание кузни, отмечают мастера, весьма затратное.
– Стоимость наших работ на первый взгляд кажется космической, а вычтешь затраты на материал, электроэнергию, покупку коксового угля – и остается совсем немного. А чего только стоит постучать молотком целый день! – подхватывает беседу Пешко-старший.

Мастера убеждают, что кузнечное ремесло – это не про большие заработки, это про служение делу. Они счастливы оттого, что нашли работу по душе, что умеют и могут созидать собственными руками, при этом и обогащая душу, ведь все кузнецы в душе немного философы.

У кузнецов Пешко заказывают навесы, заборы, калитки, перила, лавочки, светильники и многое другое. А некоторые храмы Беларуси украшают сделанные ими паникадило, подсвечники и другая утварь.

Кованые подарки городу
Помогли мастеровитые кузнецы Пешко и украсить город ко Дню белорусской письменности. Полтора месяца они трудились над созданием арт-объекта «Дети лесной школы», что теперь разместился возле Ивацевичского ГДК.

В основе композиции высотой в три метра – читающие мальчик и девочка под дубом, символизирующие партизанское прошлое нашего края, лесную школу, которая функционировала в годы Великой Отечественной войны на Хованщине. Композиция будет служить напоминанием о том, что даже в тяжелые военные годы дети продолжали учиться. Образы собирательные и символичные: на парне одежда на несколько размеров больше – осталась от отца, который ушел на фронт. Родителей рядом нет, старшие ребята уже воюют. Но дети учились как могли, ведь знали, что эти знания обязательно пригодятся им в мирной послевоенной жизни…

Опыт работы со скульптурой у кузнецов уже был, однако только на себя полагаться в ответственном деле не стали. Для консультации привлекали коллег по ремеслу, кто-то помогал советом заочно, кто-то нашел время лично заглянуть в Гичицы. И сегодня мастера Пешко благодарны всем, кто подсказывал, направлял и даже критиковал.

– Не все получалось так гладко и сразу, были в работе и неудачи, – рассказывает Артём и демонстрирует нам испорченный элемент скульптуры – неудавшуюся голову, которая лопнула.
И это не удивительно, ведь даже у самых опытных мастеров случаются ошибки, на которые влияют, как правило, технические факторы – отвлекся, перекалил металл, и заготовка сгорела. Как признаются, больше всего переживали за сроки, но все же уложились вовремя.

В эти суетливые предпраздничные дни мы застали мастеров в их кузнице за еще одним важным и ответственным делом: по инициативе белорусского отделения гильдии кузнецов России, которое, к слову, возглавляет с недавнего времени Артём, решили создать для Ивацевичей еще один подарок, который также разместится по улице Ленина, недалеко от здания центральной почты. Это будет навигационный столб с указателями городов Беларуси, гербом нашего города, выполненный в технике художественной ковки. На днях в помощь кузнецам Пешко прибудут и их коллеги по ремеслу, которые помогут завершить этот необычный объект. А 31 августа и 1 сентября кузнецов можно будет увидеть во время празднования Дня белорусской письменности на улице Ленина, где они проведут мастер-классы по ковке металла на полевой кузнице.

Работа Сергея и Артёма Пешко не ограничивается стенами кузницы в Гичицах. За плечами – множество региональных и международных фестивалей, выставок и конкурсов, а об успехах на них красноречиво говорят всевозможные победные дипломы и грамоты. Совершенству нет предела, уверены они, ведь сколько работают, столько и развиваются. А еще важно, чтобы работала фантазия, ведь всегда можно придумать что-то такое, что никто еще не делал. Как, к примеру, проект «Дверь Кузнеца» – 300-килограммовая калитка с самобытной стилистикой, собранная без сварочных работ, на заклёпки…

В кузнице Пешко изо дня в день летят искры, стучит молот, горит огонь – в горне и в глазах мастеров кузнечного дела. И пока он горит, их дело будет жить.

Оксана Терешко.
Фото Валерия Мискевича и из архива семьи Пешко.

Поделиться