В школе сейчас учатся и живут 112 детей, их них – 47 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это мальчики и девочки от 7 до 16 лет, и почти все они накануне долгих летних каникул живут одной очень желанной мыслью – оказаться на каникулах в семье, дома… Тем, кто хотел бы подарить любовь и заботу чужим детям, уже сейчас стоит заняться вопросом оформления договора на патронатное воспитание.
У школы-интерната много друзей, тех, кто не один год берет деток на выходные и каникулы, и такие есть не только в нашем районе, патронат оформляют жители Кобринского, Ивановского, Пинского районов и даже брестчане. А последние годы все больше деток проводят лето на месте, а ведь им всем так хочется на каникулах покинуть пусть и родные, привычные стены, чтобы почувствовать себя частью семьи.
– Примерно треть детей в последние годы проводит лето в семьях, – рассказывает директор Елена Васильевна Хомич. – Это тоже неплохо, но раньше в стенах учреждения оставалось гораздо меньше детей. Этому есть несколько причин: много лет подряд на каникулы дети ездили в Италию, за год там отдыхали до 40 наших детей. С 2020 года, когда началась пандемия, сотрудничество прекратилось. А вторая и самая важная причина в том, считаю, что наши люди мало осведомлены о такой возможности, каждый по-разному приходит к нам в качестве патронатного воспитателя: кто-то после потери своего ребенка, кто-то после рассказа знакомых, другие – после случайной встречи с нашими детьми. Недавно наша воспитанница проходила лечение в райбольнице, там познакомилась с родителями соседки по палате. Новые друзья так прикипели к девочке, что сейчас оформляют патронат. Необычных историй много, а я особенно отмечу, что наша сверхзадача не в том, чтобы раздать детей и лето провести в пустом интернате, нет, нам важно, чтобы дети провели какое-то время в семье, уловили правильную её модель.
Руководитель отметила, как меняются дети за каникулы после патроната, ведь никакие занятия по социально-бытовому ориентированию не дадут интернатовским детям той науки, которую даст неделя дома, в семье. Патронатное воспитание – это форма устройства детей в семью с самыми важными целями – формирования у них позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления их родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни. Это такой способ участия в жизни ребенка, когда вы можете взять его на выходные или на каникулы, пройдя несложный путь согласований с отделом по образованию и школой-интернатом. Однако, многие путают патронатное воспитание с опекой или усыновлением. О тонкостях такого пути подарить любовь и заботу рассказала заместитель директора по воспитательной работе «Телеханской специальной школы-интерната» Лариса Николаевна Припутневич:
– Патронат – хорошая возможность взять чужого ребенка в гости. Патронатным воспитателям-новичкам мы предлагаем провести с ребенком сначала выходные, а уже потом неделю или месяц каникул. Мы помогаем с подбором кандидатур, кстати, фото и краткие характеристики детей есть на нашем сайте http://tgosschi.brest-region.edu.by/, в рубрике «Давайте познакомимся». Уже после встречи с нами будущий воспитатель обращается в отдел по образованию, ведь разрешение выдается на год и на конкретного ребенка. Обозначу сразу, в отличие от опеки, патронат осуществляется на безвозмездной основе, то есть деньги выделяются исключительно на питание ребенка в зависимости от возраста: 7-10 лет – 8,73 руб., 11-13 лет – 9,66 руб., 14-17 лет – 10,27 руб. Многих пугают диагнозы или поведенческие особенности наших детей. Мы предлагаем в патронат детей-сирот или оставшихся без попечения родителей, почти все они абсолютно здоровы, у некоторых есть трудности в обучении, о наличии поведенческих особенностей предупреждаем сразу, ведь чтобы каникулы прошли гладко, нужна взаимная симпатия ребенка и воспитателей, а также готовность взрослого к возможным трудностям. Ведь вы берете в дом ребенка…
С 10-летнего возраста ребенок тоже подписывает разрешение на патронат, опытные педагоги смогли вспомнить всего несколько случаев, когда детей возвращали раньше срока. Если «звезды не сошлись», не стоит мучать себя и ребенка, договор можно расторгнуть, вернув лишь деньги за питание. Почти всегда отношения складываются, и одних и тех же детей погостить берут снова и снова, а иногда даже патронатные воспитатели берут под опеку уже полюбившегося «гостя». Любую психологическую помощь вы сможете получить у психолога школы-интерната, ведь она курирует не только детей, но и воспитателей.
Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане обоих полов, а также одинокие люди, к проверке органами по образованию стоит отнестись с пониманием, ведь нельзя, чтобы дети с тяжелыми судьбами попали, к примеру, к воспитателю, который сам был лишен родительских прав или имеет судимость за тяжкие преступления.
Татьяна Кузьмич, патронатный воспитатель с 2018 года:
«Будьте готовы к тому, что вас назовут мамой и папой»
– Идею брать детей из интерната в гости на каникулы нам подкинула старшая дочь Вероника. Она вместе со школьным учителем Жанной Вениаминовной Касперович как волонтер посещала Телеханскую школу-интернат. Приехала оттуда, рассказала, что видела, после этого был семейный совет, муж Владимир, сын Тимофей и даже 6-летняя на тот момент Варечка участвовали в принятии решения. А учитель Вероники помогла нам с документами.
Сложно было в первый раз, мы не знали, как себя вести в интернате и каких деток взять, это же не витрина магазина с товарами, это дети…
Мы решились сразу на троих, помню, как первым в кабинет психолога в 2018-м пришел наш Рома Боровский, и это была любовь с первого взгляда. Мы взяли тогда на лето еще мальчика и девочку, с ними тоже общаемся сейчас иногда. Но Рома был у нас несколько лет на каникулах, а потом в 2021-м мы взяли его под опеку. Он закончил школу, а сейчас учится на 2 курсе Ивацевичского аграрного колледжа, парень – будущий официант-продавец.
Будущим воспитателям скажу честно, будьте готовы к трудностям, период адаптации и у вас, и у детей будет непростым, но потом намного проще. Дети знают семейный уклад, вы уже считаетесь с их привычками. Они рано встают, так привыкли, не говорят спасибо за ужин, но с большим аппетитом едят все, что дают и выполняют охотно любые поручения. У нас свой дом, и летом мы почти живем на улице, есть качели, беседка, батуты, но и большое хозяйство: огород, кролики, куры, поросята… Дети отдыхают, едят шашлык, жареное они обожают, но и в огороде хорошие помощники. Мы с мужем давно не делим детей – хвалим и угощаем сладостями всех, но и профилактические беседы тоже касаются всех без исключения.
Конечно, с некоторыми детками мы так и не смогли найти контакт, но никогда и никого не отвозили в интернат раньше срока. Мне, как хозяйке, непросто, приходится готовить омлеты из 20 яиц и 5-литровые кастрюли супа на раз, я хоть и повар по образованию, но такие объёмы даются с трудом.
Однако каждое лето мы с мужем едем за нашими малышами. Только отвезли после весенних каникул в Телеханы Даника и Дашу Ярошевичей, а они уже ждут лета. Мы брали их впервые, пять дней они никак к нам не обращались, а в субботу назвали мамой и папой… Я плакала, это приятно, но и непросто – ответственность… Дети оставили записку со словами благодарности и пожеланиями здоровья, и ты снова будешь готова везти их летом на озеро с ночевкой и много готовить, и много убирать.
Благодаря этим детям мы многое поняли, иными стали наши дети, а младшая Варенька, дочь с инвалидностью, лучше заговорила, общаясь с такими очаровательными гостями. Я попрошу желающих стать патронатным воспитателем подойти к делу ответственно и с душой, дети с непростыми судьбами гораздо более ранимые, чем наши, домашние. И никогда не обещайте им, что приедете или заберете, если не планируете этого делать. Наша семья счастлива, что имеет такой опыт и продолжит его.
5 шагов на пути к патронату:
1-й шаг – посетите ГУО «Телеханская специальная школа-интернат», и с учетом Ваших пожеланий педагоги помогут определиться с кандидатурой, ведь заключение отдела по образованию выдается на конкретного ребенка.
2-й шаг – обратитесь в отдел по образованию Ивацевичского райисполкома с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе необходимо иметь паспорт.
3-й шаг – отдел по образованию запросит в компетентных органах необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд, учреждение здравоохранения), организует и проводит обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.
4-й шаг – на основании акта и полученных сведений отдел по образованию подготовит заключение и выдаст его Вам не позднее 15-дневного срока со дня обращения.
5-й шаг – после получения заключения Вы снова можете обратиться к руководителю учреждения образования для подписания договора.
За более подробной информацией обращайтесь в отдел по образованию Ивацевичского райисполкома, кабинет № 408, специалисты Ольга Ивановна Тимошевич и Ольга Николаевна Муца проконсультируют лично или по тел. 9-17-59.
От автора: Как женщине и маме, автору строк было нелегко находиться среди детей в интернате, нелегко слушать Татьяну Кузьмич. Да, решение о патронате сугубо личное дело, и далеко не каждый имеет столько любви и самопожертвования, чтобы любить чужого, по-разному ведут себя и дети… Но если вы решились, воспользуйтесь нашей информацией. Работники школы-интерната будут рады вам помочь. Во время визита журналиста дети озвучивали самые простые желания: в семье они хотят поесть жареного и полежать на диване в одиночку. Такое простое и привычное для нас, а для них – мечта!
Наталья ГЕРБЕДЬ, фото автора.