О работе в сфере противодействия экстремизму

С понятием «экстремизм» белорусы впервые серьезно столкнулись после событий 2020 года. Ни для кого не секрет, что тогда во многом именно из-за активной деятельности деструктивных ресурсов пошатнулось спокойствие и порядок в обществе. Однако благодаря слаженной работе правоохранителей удалось избежать самых негативных последствий и вовремя остановить тот поток провокационной информации, который пытались использовать против нашего народа.
Правовые и организационные основы противодействия экстремизму, понятие данного явления определены Законом Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», принятому в целях защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.
В качестве одной из мер противодействия проявлениям и последствиям деструктивного информационного воздействия выступает осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законодательства в области противодействия экстремизму, реабилитации нацизма, профилактики правонарушений.
Работа прокуратуры по противодействию экстремизму строится в нескольких направлениях, одно из которых – направление в суды заявлений о признании материалов, ресурсов, в том числе Интернет-ресурсов, экстремистскими.
В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» распространение, публичная демонстрация экстремистских материалов, их изготовление, издание, хранение и перевозка в целях распространения запрещаются.
Экстремистские материалы – это символика и атрибутика, информационная продукция, предназначенные для публичных демонстраций, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.
Прокуратурой района на постоянной основе проводятся мониторинги СМИ, телеграм-каналов и других ресурсов, что позволяет выявить площадки, несущие экстремистское содержание.
В 2024 году было выявлено три информационных ресурса, материалы которых имели признаки проявления экстремизма.
Было установлено, что в сообществе в социальной сети «ВКонтакте» с названием «Беларуская сацыял-дэмакратычная партыя» на постоянной основе размещается информация антигосударственной и экстремистской тематики. Публикуемые в указанном сообществе материалы содержали признаки проявления экстремизма в виде размещения заведомо ложных сведений о политическом положении Республики Беларусь, в том числе направленные на разжигание национальной, политической и идеологической вражды, сведения, дискредитирующие органы государственной власти и управления.
Аналогично, на странице аккаунта «Pavel Anushka» в социальной сети «Instagram» публикуемые материалы содержали признаки проявления экстремизма в виде активной ссылки на группу в социальной сети «Instagram» с названием «motolkohelp», информационная продукция которого признана экстремистскими материалами решением суда Светлогорского района Гомельской области от 19 октября 2023 года.
На страницах Telegram-канала «Беларусы у Бялэй Падласке» публикуемые материалы содержали признаки проявления экстремизма в виде активной ссылки на Интернет-ресурс с названием «BYSOL», информационная продукция которого признана экстремистскими материалами решением суда Партизанского района г. Минска от 1 июня 2022 года.
В результате собранные материалы были направлены прокуратурой района в суд с заявлениями о признании данных ресурсов экстремистскими.
После вынесения судом решений указанные ресурсы включены в республиканский список экстремистских материалов, который размещен в общем доступе на сайте Министерства информации Республики Беларусь.
Что касается привлечения к административной ответственности за экстремистские проявления, то сегодня в основном административная практика складывается из привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 19.11 КоАП за распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно ее хранение с целью распространения. Ответственность граждан за указанные действия предусмотрена в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых или административного ареста до 15 суток.
В 2024 году судом района по ч. 2 ст. 19.11 КоАП привлечено 31 лицо, в том числе 10 – по инициативе прокуратуры района. Всем указанным гражданам прокуратурой района объявлены официальные предупреждения о недопустимости повторного нарушения закона с разъяснением правовых последствий противоправных действий за иные экстремистские проявления.
Работа прокуратуры района в указанном направлении продолжена и в 2025 году, фактам нарушения закона будет дана принципиальная оценка.
Жанна КУХОЦКОВОЛЕЦ, заместитель прокурора Ивацевичского района.