x
Close
Год исторической памяти история района и современность Новости

Почтовая станция «Артычанка»

Почтовая станция «Артычанка»
  • Опубликовано:14 марта, 2022

Брестская область расположена на юго-западе Республики Беларусь. С давних времен её территорию пересекали дороги, тракты, связывающие города и государства. Непременным атрибутом наиболее важных дорог были почтовые станции.

В середине XVII столетия на территории Беларуси устанавливается регулярная государственная служба доставки почтовых отправлений «Ямская гоньба». По установленным маршрутам от почтовых станций, сопровождаемые почтальонами, отправлялись почтовые кареты, почтово-пассажирские дилижансы.

На территории Ивацевичского района также располагались почтовые станции. Первая почтовая станция – в урочище Артычанка, имеет название по протекающей здесь небольшой лесной речушке. Река Артычанка начинается в 3,5 километрах от посёлка Сосновый Бор в лесном урочище Артычанка. Длина её составляет около 6 километров. Артычанка является правым притоком реки Щара. Вторая – в Ивацевичах (её уже давно нет), а третья – в деревне Нехачево на Московско-Варшавском шоссе.

Здание почтовой станции в урочище Артычанка – памятник архитектуры позднего классицизма. Построено в середине XIX века. И это не только памятник архитектуры, но и всё же историческое место. Здесь во время восстания 1863-1864 годов побывал его руководитель Кастусь Калиновский и выдавал командирам отрядов Ляндеру, Юндилу и другим книжки для ведения счетов.

А вот почтовая станция в деревне Нехачево являлась образцовой, первого класса, здесь даже имелись покои для «царской фамилии». Таких на территории Беларуси было лишь несколько.

Судьба почтовой станции Артычанка сложилась иначе, чем почтовой станции в деревне Нехачево. Само строение, конечно же, ещё стоит, но это только «скелет». Выдранные окна и двери, сорванная крыша, огромные кустарники и молодые деревья, растущие прямо из-под стен, свидетельствуют о том, что у такого старого и интересного здания нет хозяина.

Здание в урочище Артычанка было построено по «образцовому» проекту станционного дома второго разряда. Это небольшое, но монументальное сооружение отличается стрельчатыми окнами и контрфорсами, обрамляющими вход и подчеркивающими углы здания. Станция выстроена из кирпича, толщина стен достигает метра. Оригинально решалось отопление здания: от центральной печки внутри стен проложены каналы, растекаясь по которым, теплый воздух обогревал  все  помещение.

На всем протяжении шоссе из Москвы в Варшаву на расстоянии в 20-30 километров друг от друга стояли почтовые станции, где каждый желающий мог «купить билет». Запрягший лошадь ямщик (при каждой почтовой станции имелся штат ямщиков, содержались лошади) мчал пассажира к новой станции, где тот пересаживался в следующий экипаж… К примеру, на почтовой станции Артычанка содержалось 29 лошадей, тут работало девять ямщиков, среднесуточный «пробег» лошадей составлял 23,6 километра.

Можно представить, как здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Смотритель в форменном сюртуке покрикивал на нерасторопных, проезжающие отряхивали шубы, торопясь в тепло. Звон бубенцов, храп лошадей, скрип полозьев… Как знакома была эта картина человеку XIX столетия! Путешествия по почтовым трактирам, медлительные, с долгим ожиданием на станциях, превращались для современников Пушкина в событие и, конечно, отражались в литературе.

Сегодня бывшая почтовая станция Артычанка – полуразрушенное, доживающее свой век здание на старой автодороге Брест-Москва. Может, причина этой заброшенности в том, что эта станция была обычной и располагалась вдали от крупных перспективных населенных пунктов.

Все мы в долгу перед прошлым и будущим. Как хочется, чтобы когда-либо в старинном здании почтовой станции распахнулись двери объекта придорожного сервиса.

Татьяна Голик, Степан Куницкий, Михаил Ткачев.