Под стук колес Ивацевичи вырастали из небольшого местечка в районный центр

16 ноября 1871 года после торжественного молебна и окропления святой водой с железнодорожной станции «Минск» в направлении Бреста и Смоленска отправились два поезда – открылось движение по Московско-Брестской железной дороге!
Уже сложно представить жизнь нашего города без железнодорожных путей и вокзала. Сейчас поездки на поезде для нас – обыденность, мы привыкли к объявлениям о проходящих поездах через железнодорожную станцию, размеренному стуку колес, но еще 150 лет назад это было настоящим технологическим чудом, которое в корне изменило жизнь и историю нашего района. Хотя город мог остаться без железнодорожного сообщения, но обо всем по порядку.
Работы по строительству были начаты в 1869 году. Строительство проходило одновременно на нескольких участках, что позволило завершать работы в кратчайшие сроки. Компании, ответственные за строительство путей, были выбраны 15 декабря 1868 года: Александр Шепелер (Рижский торговый дом А. Шепелер и К°) и «Банкирский дом братьев Зульцбах» во Франкфурте-на-Майне.
Первая часть пути – Смоленск-Москва – была утверждена в кратчайшие сроки. Однако с направлением дорог, проходивших по белорусским губерниям, возникли разногласия.
Инженер-подполковник Шпилев, проводивший изыскания, сумел доказать, что дорогу выгоднее всего прокладывать по маршруту Орша – Борисов – Минск: один из его оппонентов, граф Берг, доказывал необходимость прокладки через Кобрин, Слоним, Минск и Могилев, министр путей сообщения Мельников – в направлении южнее Минска, через Бобруйск и Пинск из-за более ровной местности и возможности использования готового полотна и станционных зданий Бобруйского шоссе.
В итоге после резолюций Александра II и проведенных вновь изысканий направление дороги прошло через Оршу, Борисов, Минск и далее по кратчайшему маршруту на Брест.
На основании составленного министром путей сообщения проекта концессии Общество Московско-Брестской железной дороги обязывалось провести работы по строительству за три года от Смоленска до Бреста, снабдив дорогу подвижным составом со всей инфраструктурой. Длина дороги ориентировочно составляла 630 верст. Стоимость оценивалась в 26 миллионов рублей.
Руководителям удалось организовать согласованную работу на большой территории, но вместе с тем труд рабочих-строителей был необычайно тяжел.
«Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до заката солнца. Часто приходилось трудиться на болотах по колено в воде, в дождь или солнцепек, копая землю и отвозя ее тачкой. Тяжелее всего было тачечникам, везущим 15–20-пудовые грузы, балансируя по доскам, это приводило к мучительным болям в руках, ногах и пояснице. Добавьте к этому скудное питание и плохие условия для отдыха – они жили в наспех сооруженных землянках, шалашах, «балаганах» из досок и глины… Антисанитария и отсутствие охраны труда приводили к заболеваниям и травмам, нередко со смертельным исходом».
Одной из особенностей строительства стало расположение станций на некотором отдалении от населенных пунктов, что со временем влияло на жизнь и развитие близлежащих городов и деревень. Именно появление железнодорожной станции «Ивацевичи» стало толчком для развития и роста местечка, которое со временем стало районным центром. Строительство привлекало рабочую силу, для обслуживания станции и путей требовались специалисты, поэтому одновременно со строительством развивалась производственная и социальная инфраструктуры. Значение города как административного центра все больше возрастало.
Строительство Московско-Брестской железной дороги было завершено в рекордно короткий срок – за 20 месяцев, это вдвое короче запланированного времени. Линию открывали двумя частями: Московско-Смоленскую – в 1870 году и Смоленско-Брестскую – в 1871 году.
Открытие Московско-Брестской железной дороги стало событием, которого ждали жители многих городов Беларуси и России. Расстояние от берегов Западного Буга до Москвы поезд проходил за 79 часов 30 минут. Эта дорога сразу приобрела большое значение для экономики Российской империи: она способствовала развитию промышленности и укреплению торговых связей с другими государствами.
Как и 150 лет назад, Московско-Брестская железная дорога – одна из важнейших транспортных артерий Республики Беларусь. Ежегодный объем перевозок грузов между Россией и Беларусью составляет около 50 млн тонн. Ежегодно более 1 млн 200 тыс. жителей России и Беларуси совершают поездки по направлению Брест – Москва. Сегодня железнодорожная линия Москва – Брест – часть международного транспортного коридора Восток – Запад, основное направление железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок из России, Казахстана, Китая в Европу и обратно.
Сергей МОЧАЛОВ, фото из архива Ивацевичского историко-краеведческого музея.