Равных ему в школе нет

Робототехника и программирование – два направления, которыми серьезно увлечен Никита Бенько, ученик 11 класса Коссовской СШ имени А. Зайко.
По итогам третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам Никита Бенько стал в этом году обладателем диплома III степени по информатике. Эта нелегкая победа, потому что соревновались ребята исключительно в программировании, выпускнику школы автоматически распахивает двери в любой региональный вуз. Для кого-то это уже хороший результат, но для Никиты это не уровень. Он нацелен на покорение ведущего вуза страны – БГУИР.
Сегодня в Коссовской школе им. А. Зайко, в отличной, надо подчеркнуть, школе нашего района и, уверена, не только в ней, Никите по программированию равных учеников нет, это факт. Даже его мама, руководитель научных работ и прекрасный учитель информатики Елена Ивановна Бенько, признается с улыбкой, что сегодня Никита знает гораздо больше в программировании, чем она. Что греха таить, подготовка любого олимпиадника требует от учителя намного более глубоких знаний, чем школьная программа. А в этом случае ученик превзошел не только своих сверст-
ников, но и своего учителя. И это ему в радость.
Робот-сфера
Увлечение процессом создания компьютерных программ у Никиты Бенько началось еще с 4 класса. В тот год он от старшего брата Ивана, высокого уровня программиста, получил в подарок необычную игрушку – робота-сферу. Что этот шар – робот, Никита не сразу понял. А когда инструкция была переведена на русский язык, пришлось разбираться, как им управлять. В интернете нашли среду программирования для этого робота, и возник вопрос: как можно запрограммировать движение робота и, используя фантазию, создавать собственные игры?
«Начиная с 4 класса, он хорошо понимал и представлял, что такое угол поворота на 30, 60 или 270 градусов, он понимал, что такое скорость и изучил базовые алгоритмические конструкции», – вспоминает мама. Осваивая эту игрушку-робота, мальчик шагнул в эту непостижимую для многих сферу науки – программирование. Ему это стало интересно, и в 5 классе он полностью изучил алгоритмизацию, которую в школе проходят в 6-7 классе. И в том же 5 классе он уже выполнял задания по программированию из учебника 11 класса. Фактически все свое свободное время мальчик посвящал новому увлечению, много читал, изучал, работал. И благодаря своей усидчивости, работоспособности и увлеченности вскоре стал заниматься серьезным программированием.
Многие дети увлекаются поначалу программированием, но быстро остывают, когда начинают видеть, что работать и изучать надо много. А Никиту трудности только подзадоривали. Он мог по несколько дней обдумывать варианты решения поставленной задачи, но какова была его радость, когда напряженный мыслительный процесс увенчивался успехом.
– Программирование основывается не только на изучении языков программирования, на которых записываются исходные тексты программ, но и изучении алгоритмизации, разработке своих алгоритмов, – акцентирует внимание учитель информатики Елена Ивановна Бенько. – По выражению одного из основателей языков программирования Никлауса Вирта «Программы = алгоритмы + структуры данных». Для учеников и студентов доступно спортивное программирование. Спортивное, потому что соревновательное. Очень много сайтов по программированию, на которых подобраны задачи по темам, по уровням, и самое главное в программировании – проверить эту задачу, правильно ли ты ее решил. Если в математике одна задача и один вариант ответа ее решения, то в программировании надо проверить на 15, 20 тестах, для того чтобы ответить, что она решена на сто баллов. Например, если решать на 20 баллов, это один алгоритм, если на сто баллов, это совершенно другой алгоритм. Специфика программирования в том, что нужно все варианты предусмотреть. Выбор нужного языка программирования для алгоритма позволяет сократить время написания программы и решить задачу описания алгоритма наиболее эффективно. Разные языки требуют от программиста различного уровня внимания к деталям при реализации алгоритма, результатом чего бывает компромисс между простотой и производительностью или между «временем программиста» и «временем пользователя». Чтобы достигнуть результата в программировании, надо сидеть очень долго. По-другому не получится.
В Национальном детском технопарке
В мае прошлого года Никита Бенько месяц занимался в Национальном детском технопарке. Чтобы попасть на этот курс, нужно было пройти два непростых отборочных этапа. Никита их прошел.
– В технопарк невозможно просто так попасть. Даже если ты очень хороший математик, а остальные предметы у тебя идут не очень и с логикой ты не дружишь, то ты туда не попадешь, – рассказывает Никита Бенько. – Поступлению в технопарк предшествовала большая подготовительная работа. Сначала надо было представить свой проект. Это была обучающая игрушка для детей младшего школьного возраста «Систембокс», которая способствует усвоению знаний по устному счету и развитию глазомера. Сделана она была из прозрачной пластмассовой коробки из-под конфет, но с электронной начинкой. Получилось что-то в виде калькулятора, но ответы на математические действия должен был писать сам ребенок. На втором этапе отборочного тура в технопарк необходимо было выполнить тесты. Вопросы в них сложные и из разных предметов. К примеру, могут дать разрез чертежа двигателя и спросить, что выполняет тот или иной узел. Или какое из животных млекопитающее: кит, рыба, пчела? Ориентироваться надо во всем. Меня выручила международная образовательная программа «Галилео».
Естественно, в технопарке есть возможность еще более углубить знания по программированию. Под руководством преподавателей БГУ, БГТУ, БГУИР, БНТУ были разработаны несколько десятков проектов по направлениям: «Зеленая химия», «Биотехнологии», «Информационные и компьютерные технологии» и «Робототехника».
Никита Бенько работал над своим проектом по направлению «Робототехника». В конце месяца, когда состоялась защита исследовательских проектов, разработанных учащимися майской образовательной смены, были определены лучшие проекты, и проект Никиты Бенько из г. Коссово стал одним из лучших по выбранному им направлению. Его «Робот манипулятор» впечатлил группу преподавателей из ведущих университетов страны.
Признаться, видеоролик, демонстрирующий работу робота манипулятора, созданного не инженером, не ученым и не профессиональным программистом, а учеником провинциального городка, в самом деле, покоряет. В принципе так работают роботы на современных предприятиях, а этот симпатичный мальчишка знает не только как управлять таким роботом, а умеет создавать их. Весь робот – сплошная электроника. Чтобы робот работал по программе, создано специальное приложение, в котором нужно было написать последовательность действий для робота. Поэтому для управления роботом достаточно иметь компьютер, планшет или телефон. Все детали робота сначала разрабатывались как цифровая модель, затем печатались на 3D-принтере. В итоге был сделан программируемый сам робот. Напряженно, но это того стоит.
– В технопарк я ехал еще и с целью познакомиться с единомышленниками, с теми ребятами из нашей страны, кто серьезно интересуется программированием, – рассказывает Никита. – Представляете, со всей Беларуси собрались увлеченные ребята, такая хорошая компания, с которой можно делиться опытом, общаться и двигаться вперед. Там было интересно, и до сих пор со многими я поддерживаю отношения.
Елена Ивановна подчеркнула, что робота-манипулятора, которого создал Никита, можно использовать для обучения детей, можно использовать как модель на уроках физики, химии. Сами роботы, которые есть в стране для обучения детей, очень дорогие, как и дорогие их приложения с конкретными программами. А он доказал, что можно их создать своим умом, скажем так, из ничего.
Лень – двигатель прогресса
Еще одна победа, уже в международной интернет-олимпиаде, принесла мальчишке тоже определенный успех. Вместе с дипломом победителя одаренный парнишка, еще даже не закончивший школу, получил приглашение без вступительных экзаменов стать студентом Минского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Своей усидчивостью, увлеченностью и трудолюбием Никита порой удивляет Елену Ивановну и как учителя, и как маму. Она мечтала, что ее сын станет доктором, но уже теперь понимает, что это так и останется только ее мечтой. Сын, как и старший Иван в свое время, серьезно увлечен программированием. Этот интерес неподдельный, и она спокойна за его будущее как профессионала. Путь определен, и результат в любом случае будет достигнут.
Кто-то скажет, мальчишке повезло, что у него такая мама. Да, это замечательно, когда мама может рассмотреть способности, направить и увлечь ребенка, дав ему поле деятельности для самостоятельного роста. Это чудесно, когда дети берут пример со старших успешных детей, не для того, чтобы стать более богатыми, а чтобы максималистски перевернуть мир к лучшему.
– Пользуясь этими инструментами, можно создать таку-у-ю социальную сеть, которая захватит мир. И через нее продвигать науку в массы. Для меня важно качество – умение критично мыслить, – рассуждает Никита. – Мне интересен сам процесс программирования: созидаю, разрушаю, снова созидаю… Хочу мир перевернуть в лучшую сторону.
– Не задумывался над тем, что с прогрессом человек становится еще более ленивым, мол, пускай все роботы делают?.. – пытаюсь поспорить с ним.
– Задумывался, но лень – это двигатель прогресса, – отвечает он. – Можно какие-то задачи отдать роботам, а самому заниматься более великим и творческим. Тем, что не может робот сделать. Я считаю, что прогресс должен быть, но вся проблема современного прогресса состоит в человечестве. Мозг во время мышления тратит довольно много энергии. То есть человеку, исходя из потраченной энергии, эффективнее ничего не думать, залипать на видео с Тик- тока, чем изучать что-то новое. Для меня прогресс, чтобы мозг работал настолько эффективно, насколько он создан.
Робототехника и программирование интересуют Никиту как отдельные дисциплины, как отдельные творческие процессы. И лень, если программа интересна, отходит на второй план. Он сделает сначала программу, а потом позволит себе немножко «полениться», то есть отдохнуть от этой трудной научно-исследовательской деятельности.
Есть ли жизнь на Марсе?
Кроме этой работы, Никита сделал научно-исследовательскую работу по физике «Изучение вариантов создания магнитного поля на Марсе». На областной конференции награжден за нее дипломом второй степени.
– Часть этой работы – программа, – рассказывает Никита. – Я рассмотрел варианты магнитной защиты Марса от солнечной радиации и по расчетным данным построил компьютерную модель имитации магнитного поля.
В обычной жизни Никита Бенько – это обыкновенный, коммуникабельный, обладающий тонким юмором мальчишка. Общаться с ним – одно удовольствие.
– Дети способные всегда есть. Их видно сразу. Вопрос в том, работоспособны ли они? На этом многие дети ломаются. Бывает, начинают хорошо, а как стало труднее – бросают, бывает, опомнятся, когда уже время упущено. Нужны еще и от родителей внимание, поддержка, – говорит Елена Ивановна. – Для желающих заниматься программированием у нас в школе есть факультатив. Программирование требует усидчивости, времени, увлеченности, настойчивости и старания. Поэтому подготовка к олимпиаде была напряженной, времени было потрачено немало и усилий тоже. И сама олимпиада была тяжелая. Все дети очень нервничали. Когда вышли со второго тура, организаторы олимпиады, молодцы, собрали детей в актовом зале на концерт с фокусником, который сумел их рассмешить и снять напряжение.
Директор Коссовской СШ им А. Зайко Валентина Калиновская отметила, что для детей всегда важно участие родителей. Когда они рядом, когда интересуются их жизнью и успехами, ребенок вырастает целеустремленным. Интерес к программированию у Никиты в первую очередь определила мама. Ее увлечение не могло не увлечь сыновей. А их успех – это успех нашей школы, гордость нашего города и края. Побольше бы таких увлеченных учителей, которые умеют зажечь.
Валентина БОБРИК. Фото Валерия МИСКЕВИЧА.