x
Close
все новости Экономика

В Беларуси отмечен рекордный рост числа электрокаров

В Беларуси отмечен рекордный рост числа электрокаров
  • Опубликовано:28 июня, 2022

Белорусский «автопарк» электрифицируется – чем дальше, тем быстрее. Еще пять-семь лет назад по нашим дорогам ездили считанные экземпляры машин «на батарейках», а сегодня их уже порядка десяти тысяч – не считая гибридов. Какие электрокары пользуются наибольшим спросом?

Без бензина и дизеля

За последний год число электромобилей в Беларуси выросло примерно вдвое. Такие цифры привел министр энергетики Виктор Каранкевич, общаясь с журналистами в Минске на выставке ко Дню электротранспорта.

Большинство «электричек» – автомобили для личного пользования, которые ввозятся из-за рубежа. Импорту помогают льготы. Недавно Совет ЕЭК вернул «нулевые» таможенные пошлины при ввозе электрокаров в Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Льготы будут действовать как минимум до 2024 года. Кстати, постановление Совмина, которое дает возможность ввезти электрокар в Беларусь без растаможки, вступило в силу 15 июня.

Ранее таможенные пошлины обнулялись уже несколько раз, и в эти периоды всегда отмечался всплеск спроса на «электрички». Но сейчас есть и еще один драйвер роста – развитие инфраструктуры, а проще говоря, сети зарядных станций. По оценкам специалистов, в Беларуси создана одна из крупнейших сетей «электрических заправок» в странах ЕАЭС. Ее развивает компания «Белоруснефть» под брендом Malanka. Сеть быстро растет. Если в 2018 году в нее входило полтора десятка терминалов, то к началу нынешнего года их число приблизилось к 600.

Заправка ускоряется

Сегодня быстрыми зарядками (то есть теми, где можно заправить электрокар примерно за час-полтора) оснащены все крупные магистрали. Следующий шаг – более плотный охват дорог местного значения и населенных пунктов. В идеале нужно создать такие условия, чтобы водитель любого электрокара мог доехать в любую точку Беларуси.

Кроме того, на трассах скоро начнут строить супермощные терминалы, где за десять минут можно получить энергии на пробег до 300 километров (если это позволяют батарея и зарядное устройство самого электрокара).

– Первый такой комплекс планируется открыть в нынешнем году, – цитирует БелТА заместителя генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрея Котика. – До 2025 года их будет уже больше 20. Мы активно развиваемся, в какой-то степени опережаем технические решения автопроизводителей…

По словам Андрея Котика, «Белоруснефть» также намерена максимально долго держать низкие тарифы для заправки электрокаров, поскольку заинтересована в привлечении клиентов и в развитии сегмента в целом.

На чем ездим?

Ассортимент «электричек» у мировых производителей стремительно растет. Сегодня каждый уважающий себя бренд имеет в своем «портфолио» электрические версии моделей, а многие развивают целые линейки машин «на батарейках». Это, например, Volkswagen с брендом ID или EQ от компании Mercedes. Некоторые марки полностью сворачивают выпуск машин с ДВС и переходят на электричество (среди них – Smart).

Электрокары становятся серьезными игроками на мировом авторынке. К концу прошлого года каждый десятый проданный новый автомобиль не имел ДВС. Быстрее всего спрос на «электрички» растет в Северной Америке, Европе и Китае.

По итогам прошлого года в топ-5 мировых автомобилей-бестселлеров впервые вошла модель без ДВС. Ею оказалась Tesla Model 3, которая нарастила тираж сразу на 68 процентов. За год в мире было продано 592,7 тысячи экземпляров!

В Беларуси продукция Tesla тоже пользуется неплохим спросом, несмотря на то, что марка не присутствует у нас официально. Практически все ввезенные к нам «Теслы» – бывшие в употреблении. До санкционных проблем их часто приобретали на американских страховых аукционах.

Сейчас доставка машин из Америки сильно затруднена. Поэтому белорусы все чаще обращают внимание на европейский вторичный рынок. Благо там появляется все больше интересных и доступных позиций. Среди них – BMW i3, Nissan Leaf, а также электрические версии Volkswagen Golf. Встречаются и премиальные экземпляры вроде Jaguar E-Pace, Porsche Taycan и Audi e-tron.

Источник: Zarya.by, автор Иван СЕРГЕЕВ