Нет атеистов в окопах под огнем

Как выглядит солдатская удача, а также во что верили и чего боялись в окопах Великой Отечественной войны.
Реальные боевые действия породили самое большое количество суеверий и примет, которые стали негласными правилами уже в современных армиях. Для тех, кто носил погоны в мирное время, не секрет, что «третий не подкуривает», «не последний, а крайний» и есть «счастливая» форма или безделушки. За некоторыми из этих примет кроется реальный боевой опыт, который, как наставление, может спасти жизнь бойцу в окопах, а остальное – это просто психология. В условиях жесткого стресса приметы срабатывали как настоящий психологический бронежилет, который давал уверенность в спасении, а порой амулеты по-настоящему спасали жизнь солдата.
Медальон
Солдатские приметы пестрили своим разнообразием практически с самого начала войны. Красноармейцы отказывались фотографироваться перед боем, поэтому военкоры даже не пытались запечатлеть солдат перед сражением. Также перед боем не брились и не мылись, не надевали чистое белье. В этом бойцы пытались переиграть традиции царской армии. В дореволюционные времена было принято быть в свежем исподнем и выбритым, чтобы после смерти предстать перед Богом в чистом.

Некоторые приметы были действительно практичными и рождались из боевого опыта и наблюдений. Во время артобстрела солдаты старались запрыгнуть в свежую воронку, ведь примета «в одну воронку два снаряда не падают» работает с очень высокой вероятностью. Во время неприцельного обстрела после отката орудия прицел немного сбивался, поэтому попасть двумя снарядами в одну точку было крайне сложно.
Были свои приметы у летчиков, танкистов и моряков. Но наибольшее количество традиций зародилось именно среди рядовых бойцов пехоты.
На период 41-го года красноармейцам выдавали солдатские или, как их в итоге прозвали, «смертные» медальоны. Маленький бакелитовый флакончик с закручивающейся крышкой хранил две записки со всей информацией о владельце. Если боец погибал в бою, то из медальона извлекали одну записку, а вторая оставалась с солдатом, чтобы его можно было опознать. Их быстро прозвали «паспортами смерти» и закрепили за ними свое суеверие – если бумажные вкладыши заполнить, то смерть неминуема. Командиры во всю боролись с этим, но медальоны часто «терялись» специально, солдат «забывал» закрутить крышку и вкладыш размокал до неузнаваемости. Сегодня это затрудняет опознать павшего в боях, многие остаются безымянными в могилах навсегда. Но 80 с лишним лет назад такая примета давала хоть какую-то надежду вернуться домой.
«Жди меня, и я вернусь»
Спасительным амулетом становились не только крестики, ладанки, монетки или портсигары. Вера в силу слова часто давала особую уверенность. Некоторые фразы, которые считаются простой приметой сегодня, имели практическое наставление во время войны. К примеру, за фразой «третий не прикуривает» стоит реальный боевой опыт. В окопах за беседой солдаты часто закуривали, что в ночное время приманивало снайпера противника. Курили бойцы «в кулачок», закрывая уголек папироски ладонью, но момент прикуривания мог оказаться смертельным: первого курильщика снайпер замечал, по второму прицеливался, в третьего стрелял. Поэтому не всем понятная в мирное время фраза спасала жизнь на войне.
Но некоторые фразы и цитаты становились сакральными. В самом начале войны военный корреспондент Константин Симонов написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Заглавная строка стала настоящим бестселлером времен Великой Отечественной войны. Стихотворение учили и зачитывали по памяти как молитву, переписывали от руки и хранили в гимнастерке у сердца, строки из стихотворения печатались на открытках полевой почты. Фраза стала солдатским оберегом, призванным вернуть домой бойца, которого ждут и обязательно дождутся любящие сердца.
Сам Константин Симонов даже и подумать не мог, что строки, написанные поэтом после спасения на Буйничском поле, станут самыми важными строками не только для бойцов. Уже спустя 30 лет после окончания войны одна из читательниц писала ему: «Знаете ли вы в полной мере, чем для нас, молодых «солдаток» Отечественной войны, было ваше стихотворение? Ведь в Бога мы не верили, молитв не знали, молиться не умели, а была такая необходимость взывать к кому-то: «Убереги, не дай погибнуть!» И вот появилось ваше «Жди меня».
Самое сильное оружие – смех
В условиях постоянных психологических нагрузок смех становился самым сильным лекарством. В годы Великой Отечественной войны юмор стал неотъемлемой частью жизни фронта и тыла, помогая людям сохранять оптимизм и веру в победу. В журналах и газетах в обязательном порядке печатались сатирические колонки и карикатуры, которые активно высмеивали врага и поддерживали боевой дух. Народное творчество находило свое выражение в частушках, пословицах и поговорках, которые отражали события на фронте и отношение к врагу. А анекдоты стали неотъемлемым атрибутом солдатского быта.
Актер советского цирка и кино Юрий Никулин не раз вспоминал, что во время службы он всегда носил с собой записную книжку с анекдотами, которая пополнялась периодически новыми юморесками. По воспоминаниям его военных товарищей, Никулин и на фронте был «артистом». В часы отдыха он развлекал остальных шутками и анекдотами собственного сочинения. Уже после войны, на творческих встречах, он часто вспоминал реальный случай на фронте. Неоднократно тиражировалась в интернет-пространстве рассказанная артистом фронтовая история о двух разведгруппах, которые смогли разойтись без единого выстрела благодаря смеху.
Цирковое прошлое советского артиста сегодня вспоминают немногие. Но в самом начале его карьеры репризы в исполнении дуэта клоунов Никулин–Шуйдин были чуть ли не главным представлением. Эта невероятная пара дарила радость всем гостям большого цирка, а в годы войны их юмор поднимал дух однополчан и по-настоящему спасал.
Михаил Шуйдин попал на фронт в 42-м. В должности командира танка Т-34 он воевал под Сталинградом, на Курской дуге, под Ростовом-на-Дону. На «Шермане» он участвовал в боях за Вилейку, Сморгонь, Вильно. Михаил Иванович не один раз горел в танке, но всегда снова возвращался в строй. О жестких боях затем будут напоминать шрамы на обгоревшем лице, которые он прятал под слоем циркового грима.
Яркий пример того, насколько спасительным бывает юмор, произошел на белорусской земле. В боях за Сморгонь танковый взвод Шуйдина чудом сумел удержать плацдарм на берегу Вилии. Однако после переправы через реку советские солдаты остались в меньшинстве один на один с противником. Затянулись часы ожидания боя, а враг под прикрытием сумерек накапливался у плацдарма, занимал исходные позиции для контратаки. В этот момент в радионаушниках немецких и советских танкистов на обоих берегах реки зазвучал смех – Михаил Шуйдин читал по памяти рассказы Зощенко. С таким радиопредставлением и дождались подхода подкрепления. Позже один из пленных немцев сказал, что их командир, услыхав по радио перехваченный хохот танкистов, не рискнул атаковать – веселиться так могли только люди, бесконечно уверенные в своих силах
Спасительные монетки
Существовали приметы, связанные с «неоконченными» делами. Перед вылетом летчики курили папироску лишь наполовину, чтобы докурить по возвращению. Уходя на фронт, солдаты старались одолжить пару монет у соседей, чтобы вернуть долг, когда вернутся. Кстати, монетки – в числе самых распространенных личных вещей бойцов, которые находят поисковики. Эти копейки часто несли не материальный, а именно сакральный смысл. Иногда в них пробивали отверстия и пришивали к форме, чтобы не потерять. Чаще всего их носили в специальном кармашке брюк, где хранился и солдатский медальон.

На фото – яркий и наглядный пример настоящей удачи. Пара монеток защитила солдата от ранения. Пуля, смяв одну монетку, не смогла пробить вторую. Самые обычные предметы, которые спасали жизнь, – это настоящий отпечаток чуда и невероятной удачи. Губительные куски металла останавливали боевые награды, гильзы, портсигары, ложки, книги и многие другие предметы, которые носили бойцы с собой.
Всего две монетки остановили смерть, может, примета действительно работала?
Самое заветное желание человека на войне – выжить и вернуться к близким. Поэтому все солдаты Великой Отечественной войны были суеверными. Неизвестно, защищали ли суеверия от пуль на самом деле? Важно, что исполнение примет, ношение оберегов и талисманов придавало уверенности в себе и собственной неуязвимости, ослабляло страх перед смертью и помогало сконцентрироваться на выполнении боевой задачи. В этом смысле солдатские суеверия и ритуалы действительно работали.
Сергей Мочалов.