О нововведениях в действующие Правила дорожного движения рассказали в Ивацевичском ОГАИ
Средства персональной мобильности перестали быть диковинкой и уверенно закрепились в мире высоких технологий. Электросамокаты и электровелосипеды – это уже обычное явление на улицах и дорогах населенных пунктов страны. Активное использование средств персональной мобильности и велосипедов повлекло за собой ряд негативных моментов. Поэтому именно эту категорию транспортных средств, в первую очередь, коснутся изменения в Правилах дорожного движения, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Принятию документа, разработанного с учетом нынешних реалий, предшествовало масштабное публичное обсуждение – поступило свыше 600 откликов от населения. Какие нововведения ждут население, рассказал начальник Ивацевичского ОГАИ Сергей Трофимчик.
– Сергей Иванович, расскажите, кого коснутся обновления в Правилах дорожного движения?
– В первую очередь Указом Президента № 295, которым корректируются Правила дорожного движения, закреплены нововведения для граждан, использующих средства персональной мобильности. Закреплены обязанности для велосипедистов, а также обновлены несколько пунктов для владельцев механических транспортных средств.
– Что нового предполагают обновления для велосипедистов?
– Велосипедистам и водителям средств персональной мобильности с 1-го сентября в обязательном порядке необходимо спешиваться при пересечении проезжей части дороги. Это связано, в первую очередь, с тем, что за последние несколько лет увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с их участием. За прошедший период 2025 года в районе уже произошло четыре ДТП с участием велосипедистов и два – с участием граждан, передвигающихся на средствах персональной мобильности. Требование предоставить преимущество на регулируемых и нерегулируемых переходах для спешившихся велосипедистов должно снизить аварийность.
– Большая часть пунктов разработаны либо обновлены для водителей средств персональной мобильности. Как теперь регламентирует закон их использование?
– В первую очередь, уточняется само понятие «средство персональной мобильности». Под ним понимается транспортное средство с одним или несколькими колесами или роликами, оснащенное электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки не более 0,25 кВт и максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека. Их пользователи приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей ПДД. Кроме того, устанавливаются ограничения как по скорости передвижения, так и по массе. Так, ездить можно будет по велодорожке со скоростью не более 25 км/ч, по тротуару – не более 10 км/ч. Вне городов разрешено двигаться по обочине, а при ее отсутствии – не далее одного метра от края проезжей части. Устанавливается запрет на передвижение по тротуару тяжелых устройств, масса которых превышает 35 кг. Также запрещено управление средствами персональной мобильности детьми до 14 лет без взрослого, кроме жилых зон.
– На что стоит обратить внимание водителям средств персональной мобильности?
– Поскольку водители этих транспортных средств приравниваются к велосипедистам, то и требования к техническому оснащению и выполнению правил передвижения идентичны. К примеру, в темное время или при плохой видимости средства персональной мобильности должны быть оснащены белой фарой спереди и красным фонарем сзади. Вне городов водители, равно как и велосипедисты, должны использовать одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами.
– Что ждет владельцев устройств, которые по характеристикам не попадают под установленное определение «средства персональной мобильности»?
– Все устройства, конструкция которых позволяет передвигаться быстрее 25 км/ч, будут отнесены к категории либо мопедов, либо мотоциклов. Поэтому для права управления водителю необходимо иметь соответствующую категорию управления транспортным средством – АМ, А1, А. Кроме того, эти транспортные средства подлежат обязательной регистрации в ГАИ, прохождению экспертизы в аккредитованной лаборатории для соответствия техрегламенту Таможенного союза, а также страхованию.
Кстати, Указ Президента предусматривает и упрощенный порядок постановки на учет этих средств передвижения. Он будет действовать до 1 сентября 2026 года.
Электрическим устройствам, которые по техническим характеристикам могут быть отнесены к мопедам и мотоциклам, дается право участвовать в дорожном движении, а передвижение их по тротуарам или велосипедным дорожкам категорически запрещено.
– Какие наказания предусмотрены для нарушителей?
– Поскольку водители средств персональной мобильности приравнены к велосипедистам, то к ним может применяться статья 18.20 КоАП, согласно которой нарушение Правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
Для водителей устройств, которые приравняли к механическим транспортным средствам, применяются наказания, идентичные для водителей автомобилей либо мотоциклистов.
– Что нового предусмотрено нововведениями для автолюбителей, владельцев мотоблоков и пешеходов?
– С 1-го сентября закреплена возможность передвигаться на мотоблоке с прицепом по дорогам общего пользования. Однако ездить на нем можно лишь в светлое время суток по обочине, если скоростной режим на дороге не превышает 90 км/ч. При отсутствии обочины разрешено движение не далее метра от края проезжей части. Для автомобилей теперь полностью запрещено использование всесезонных шин в зимний период. Разрешена без ограничений тонировка на стеклах, кроме лобового и передних боковых. Кроме того, территории садоводческих товариществ теперь отнесены к жилой зоне. Стоит обратить внимание на подпункт 17.2 Правил дорожного движения. В новой редакции сделан акцент на то, что переходить проезжую часть можно лишь убедившись, что выход безопасен, с разумной осмотрительностью после оценки расстояния до приближающихся транспортных средств и их скорости, даже несмотря на приоритетность пешеходов. Нельзя в полной мере уповать на техническое состояние тормозов транспортных средств и внимательность водителей.
Помните, что правила созданы не для того, чтобы нас ограничивать, а для того, чтобы защитить. А культура безопасности на дорогах начинается с каждого из нас. Будьте ответственными, соблюдайте правила и заботьтесь не только о своей безопасности, но и о безопасности окружающих вас людей.
Беседовал Сергей МОЧАЛОВ, фото автора.





